Замечания Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга по техрегламенту о требованиях к бензинам

Замечания Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга к Проекту Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту"
28.01.2008 г.
№ п/пОбозначение в текстеТекст замечанияОбоснование предлагаемых замечанийПримечание
1Статьи 9, 14, 15, 29, 30Понятие “Паспорт” заменить на “Паспорт качества”. Данная норма регламента вводит новое понятие «паспорт продукции», тогда как действующими нормативными актами уже предусмотрен такой товорносопроводительный документ, как «паспорт качества нефтепродукта». Зачем вводить что-то новое?Необходимо привести применяемое в техническом регламенте понятие в соответствии с п. 2 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года № 231) и общепринятой терминологией. 
2Статья 15Считаем необходимым полностью убрать статью 15 в предлагаемой редакции Проекта технического регламента.Даже в паспортах (или сертификатах) качества моторных топлив в странах ЕС не указывается подобная информация (о свойствах присадок). Тем более непонятно, зачем указывать информацию об отсутствии в топливах каких-либо присадок. Сведения о наличии (наименование, содержание) присадок в топливах указываются в нормативных документах (стандартах, ТУ) на конкретные виды (или марки) топлив. 
3Статья 28Считаем необходимым убрать или отредактировать статью 28 Проекта технического регламента, так как предлагаемый авторами Проекта текст данной статьи не несет смысловой нагрузки и может трактоваться неоднозначно.1. Из текста Проекта не понятно о какой «Продукции» идет речь (об автомобильных бензинах, судовых топливах и т.д.)? 2. Существуют ли вообще присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений? Скорее всего, каждая конкретная присадка имеет свой класс опасности. 
4Статья 29Предлагаем другую редакцию статьи 29 Проекта технического регламента: Нефтепродукт (каждая партия каждой марки продукции) в сфере обращения сопровождается паспортом качества. Паспорт качества нефтепродукта – документ, устанавливающий соответствие нормативным требованиям численных (фактических) значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний. Паспорт качества включает в себя сведения: наименование нефтепродукта (марка, номер нормативного документа); номер паспорта и дата испытания (анализа); изготовитель (поставщик, продавец) и его адрес; нормативные и фактические значения показателей качества нефтепродукта; номер сертификата соответствия (декларации о соответствии) и срок его (ее) действия; дата изготовления; номер резервуара, количество продукта в партии (резервуаре) и уровень наполнения резервуара; заключение о качестве. Паспорт качества при производстве и реализации нефтепродуктов должен заполняться по всем показателям качества в рамках требований нормативных документов (с учетом требований технического регламента). Паспорт качества выдается аккредитованной испытательной лабораторией (центром), подписывается ее руководителем или уполномоченным им лицом и заверяется печатью лаборатории (центра). По требованию приобретателя в паспорте качества допускается указывать дополнительную информацию.Какой смысл заложен авторами Проекта регламента в разрешении отсутствия паспортов качества в розничной торговле (фактически - на АЗС)?! Как при подобном подходе можно контролировать безопасность и качество реализуемых нефтепродуктов конечным потребителям? Подпись паспорта качества руководителем предприятия нефтепродуктообеспечения, а не руководителем аккредитованной испытательной лабораторией, создает предпосылку к реализации фальсифицированных нефтепродуктов! Фирмы-«однодневки», не имеюшие аккредитованные лаборатории (или договор с аккредитованными лабораториями), смогут успешно реализовывать фальсифицированные нефтепродукты с «липовыми» паспортами качества, заверенными подписью и печатью своего генерального директора – и это все на законном основании! Кроме того, в нормативных документах на нефтепродукты (например, в национальных стандартах) количество показателей качества нефтепродуктов, как правило, превышает количество показателей качества, регламентированных техническим регламентом. Паспорт качества при производстве и реализации нефтепродуктов должен заполняться по всем показателям качества в рамках требований нормативных документов, а не ограничиваться показателями безопасности настоящего технического регламента.См. также Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродукто-обеспечения (утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года № 231).
5Статья 30Предлагаемая нами редакция Статьи 30: Необходимыми и достаточными документами о качестве и соответствии нефтепродуктов являются паспорт качества и сертификат соответствия (декларация о соответствии). При реализации бензина автомобильного, дизельного топлива и других горюче-смазочных материалов производитель (продавец) обязан иметь и предоставить приобретателю вместе с другими товарно-сопроводительными документами (например, накладными и т.д.) паспорт качества нефтепродукта и (при необходимости или по требованию приобретателя) копию сертификата соответствия (декларации о соответствии). Копии сертификата соответствия (декларации о соответствии) заверяются держателем подлинника сертификата (декларации), нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат. Информация о сертификации (номер сертификата (декларации) и срок его (ее) действия) в обязательном порядке отражается в паспорте качества нефтепродукта. На АЗС продавец обязан разместить паспорта качества и копии сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) реализуемых нефтепродуктов в месте, доступном для любого приобретателя.Из содержания Статьи 30 Проекта регламента можно понимать, что продавец обязан рассказать приобретателю всю теорию нефтепереработки и на каждую реализуемую партию нефтепродукта выдавать копию нормативного документа (стандарта или ТУ) и технологию производства нефтепродукта (которую, кстати, продавец может не знать). Для розничной реализации эта информация является излишней, а по ряду пунктов и не выполнимой. В рамках Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и других действующих нормативных актов исчерпывающий (необходимый и достаточный комплект документов!) перечень товаросопроводительных документов по качеству нефтепродуктов включает в себя: паспорт качества нефтепродукта и сертификат соответствия (декларацию о соответствии). Существуют российские и международные правила торговли (в том числе и нефтепродуктами). Не нужно выдумывать новые требования, ведущие лишь к дополнительным техническим барьерам в торговле.См. также Инструкцию по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения (утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 года № 231), Правила проведения сертификации нефтепродуктов, Письмо Госстандарта РФ от 22.09.2000 г. № ИК-110-19/3022.
6Статьи 34, 35, 42, 43Исключить слово «независимой» (применительно к аккредитованной испытательной лаборатории)Приведение норм технического регламента в соответствие с требованиями статей 2, 26, 31 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Основанием для выполнения органами по сертификации и испытательными лабораториями своих функций является их аккредитация. Никаких других условий для проведения испытаний продукции Законом не предусмотрено. 
7Статьи 34 и 35Предлагаем объединить Статьи 34 и 35 со следующей редакцией: Подтверждение соответствия бензина автомобильного и дизельного топлива на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах осуществляется только в форме обязательной сертификации по схемам: а) сертификация продукции серийного производства; б) сертификация партии серийного производства. Порядок осуществления обязательной сертификации включает в себя: (далее по тексту второго абзаца статьи 35).Приведение норм технического регламента в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и действующего в РФ антимонопольного законодательства. Необходимо обеспечить единообразие требований и методов контроля в сфере подтверждения соответствия ко всем операторам топливного рынка (нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) и нефтебазам). В условиях проведения реконструкции технологий нефтеперерабатывающей промышленности России считаем нецелесообразным вводить упрощенную форму подтверждения соответствия автомобильных бензинов и дизельных топлив применительно к НПЗ. Практика показывает, что НПЗ даже крупных и уважаемых нефтяных компаний (НК) России (по объективным или субъективным причинам) могут выпускать в обращение автомобильные бензины и дизельные топлива с отклонением по качеству от требований нормативных документов. При этом органы по сертификации продукции и государственные контролирующие органы иногда не хотят «ссориться» с крупными НК при возникновении подобных ситуаций. В связи с этим требования к подтверждению соответствия должны быть едиными как для НПЗ, так и для нефтебаз. 
8Статья 47Исключить пункт: б) визуального осмотра образца продукции;Какой специалист или лаборатория может идентифицировать нефтепродукт методом визуального осмотра образца продукции и каким нормативным документом предусмотрена подобная процедура? 
9Статья 49Исключить второй абзац Статьи 49: Форму указанного заключения устанавливает орган по сертификации.Возможно неоднозначное толкование данной статьи. 

Комментарии
Конфереция