Ставка по НДПИ незначительно влияет на рост цен на нефтепродукты – Минфин РФ

Ставка по НДПИ на рост цен на нефтепродукты влияет незначительно. Основные причины роста внутренних цен на нефтепродукты и способы его сдерживания следует искать в иных сферах, в частности в сфере антимонопольного законодательства. Об этом Письмо Минфина РФ от 27.12.2007 N 03-06-03-01/10. Порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с указанной статьей Кодекса налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 тонну добытой нефти применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть, и коэффициентом Кв, учитывающим степень выработанности запасов конкретного участка недр. Наличие ставки НДПИ, ''привязанной'' к мировой цене на нефть, позволило увеличить суммы налоговых поступлений по этому налогу, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть. Кроме того, действующий порядок исчисления НДПИ с учетом указанных корректировочных коэффициентов стал эффективным средством борьбы с уклонением от уплаты НДПИ при применении нефтяными компаниями трансфертного ценообразования. Что касается прямой зависимости роста цен на нефтепродукты от привязки расчета ставки НДПИ к мировым ценам на нефть, то следует учесть, что доля НДПИ составляет, например, в цене бензина незначительный процент. При этом средняя ставка НДПИ за 10 месяцев 2007 г. (2334 руб.) увеличилась на 22 руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2312 руб.). Поскольку ежегодно индексируются тарифы на услуги всех естественных монополий при существующей инфляции, рост цен на нефтепродукты в пределах такой инфляции, по нашему мнению, экономически обоснован. Кроме того, в качестве меры, препятствующей возможному росту розничных цен на нефтепродукты, проектом плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 г. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.), подготовленным Минэкономразвития России, предусмотрена разработка проекта федерального закона о дифференциации акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качества после утверждения технического регламента о требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче- смазочным материалам.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2007 года N 03-06-03-01/10



[О влиянии действующего порядка исчисления налога
на добычу полезных ископаемых на рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке]




Минфин России рассмотрел Ваше обращение по вопросу влияния действующего порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых на рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и сообщает.

Порядок расчета налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) установлен статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с указанной статьей Кодекса налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за 1 тонну добытой нефти применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть, и коэффициентом Кв, учитывающим степень выработанности запасов конкретного участка недр.

Наличие ставки НДПИ, "привязанной" к мировой цене на нефть, позволило увеличить суммы налоговых поступлений по этому налогу, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть.

Кроме того, действующий порядок исчисления НДПИ с учетом указанных корректировочных коэффициентов стал эффективным средством борьбы с уклонением от уплаты НДПИ при применении нефтяными компаниями трансфертного ценообразования.

Что касается прямой зависимости роста цен на нефтепродукты от привязки расчета ставки НДПИ к мировым ценам на нефть, то следует учесть, что доля НДПИ составляет, например, в цене бензина незначительный процент. При этом средняя ставка НДПИ за 10 месяцев 2007 года (2334 руб.) увеличилась на 22 рубля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2312 руб.). Поскольку ежегодно индексируются тарифы на услуги всех естественных монополий при существующей инфляции, рост цен на нефтепродукты в пределах такой инфляции, по нашему мнению, экономически обоснован.

Кроме того, в качестве меры, препятствующей возможному росту розничных цен на нефтепродукты проектом плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), подготовленным Минэкономразвития России, предусмотрена разработка проекта федерального закона о дифференциации акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качества после утверждения технического регламента о требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам.

Одновременно, не отрицая необходимости совершенствования налогового законодательства, отмечаем, что основные причины роста внутренних цен на нефтепродукты и способы его сдерживания следует искать в иных сферах, в частности, в сфере антимонопольного законодательства.



Статс-секретарь -
заместитель Министра
С.Д.Шаталов


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - МИНИСТР
ТРАНСПОРТА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 30 ноября 2007 года № 8-2784 исх



В Подмосковье продолжают развиваться отрицательные тенденции на рынке нефтепродуктов, вызванные главным образом резким ростом (15%-20%) оптовых цен. Очевидно, что рост оптовых цен повлечет за собой рост розничных цен и так не дешевых нефтепродуктов. Правительство Московской области считает, что новый виток цен на нефтепродукты непосредственно связан с процедурой расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которая учитывает динамику мировых цен на нефть.

Для исключения роста цен на нефтепродукты, влекущих за собой отрицательные социально-экономические последствия, прошу ваших указаний на внесение в законодательство Российской Федерации поправок, отражающих корректный расчет ставки НДПИ.
Комментарии
Конфереция