Топливные операторы Петербурга и Ленобласти в 2007 году запустили в эксплуатацию 46 АЗС

По данным информационного агентства Au92, в Санкт-Петербурге и Ленобласти в 2007 году были запущены в эксплуатацию 46 автозаправочных станций, из них 28 в городе и 18 в области (по официальной информации компаний). При этом минувший год был довольно спокойным для городского топливного рынка: ни громких торгов, ни крупных сделок в 2007 году не наблюдалось.
Фонд имущества города трижды объявлял о торгах на право аренды земельных участков под строительство автозаправочных станций, причем некоторые участки выставлялись на торги по второму, и даже по третьему разу. Однако заявок на приобретение этих неликвидных для бизнеса участков в Фонд не поступало, и, соответственно, торги не проводились. В 2007 году торги состоялись лишь по одному лоту: ООО «Фаэтон-Аэро» приобрело за 3,4 млн рублей право трехлетней аренды участка площадью 4026 кв. м на Ропшинском шоссе под строительство АЗС.
Более значимыми торгами начался 2008 год: ООО «РН-Трейд», дочерняя структура Роснефти в Санкт-Петербурге, приобрело на торгах Фонда имущества трехгодичное право аренды девяти участков в целях строительства АЗС за 104 207 700 рублей . Однако, как отмечают участники рынка, доставшийся Роснефти лот из 9 участков может стать последним крупным предложением города: хорошие лоты из участков без обременений больше не формируются. Но и те предложения города по участкам, укомплектованным в крупные лоты, которые возникали в 2005 и в 2006 годах, по налоговым выплатам были под силу лишь ряду крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), которые и обозначили свое присутствие на рынке ( ТНК-ВР и Газпром-Нефть ) или упрочили существующее положение ( ЛУКОЙЛ ). Из независимых операторов в городе по прежнему лидирует сеть ПТК, при этом в компании отмечают достаточность собственных АЗС в Санкт-Петербурге и области (118 АЗС). Свои интересы компания обозначает в направлении регионов: Новгородской, Псковской, Тверской областей, а также трасс Москва-Рига и Москва-Санкт-Петербург, замыкающих географический треугольник Москва - Петербург - Финляндия - Псков - страны Балтии – Москва.
Отметим, по данным Au92, всего на сегодняшний день эксплуатируется 595 АЗС, из них 365 – в Санкт-Петербурге (с учетом пригородов), 230 – в Ленобласти.
Количество запущенных в эксплуатацию АЗС в СПб и области в 2007 году
КомпанияКоличество открытых АЗС в СПб и областиСанкт-Петербург, адреса новых АЗСЛенобласть, адреса новых АЗС
ЛУКОЙЛ – Северо - Западнефтепродукт15 новые1. АЗС № 137, Колпино, ул.Загородная, д.17, литера А.
2. АЗС-113, Южное шоссе, пересечение с ул. Софийская.
3. АЗС-119, пр. Маршала Блюхера, д.39, литера А.
4. АЗС-120, 24-я линия В.О., пересечение со Средним пр.
5. АЗС-122, Малая Балканская ул, пересечение с Бухарестской ул.
6. АЗС-124, Кушелевская дорога, пересечение с Ириновским направлением железной дороги
7. АЗС-125, Парголово п., Осиновая Роща, Выборгское ш., пересечение с Песочным ш.
8. АЗС-128, ул. Маршала Говорова, пересечение с ул. Метростроевцев.
9. АЗС-130, Стрельна п., Волхонское шоссе, д.4.
10. АЗС-134, ул. Трефолева, пересечение с Оборонной ул.
11. АЗС-140, ул. Швецова, пересечение с ул. Маршала Говорова.
12. АЗС-115, Синопская наб., д. 14, литера А.
13. АЗС № 116, Канонерский остров, д. 32, литера Б.
14. АЗС № 138, по Софийской ул., южнее пересечения с улицей Салова.
15. АЗС № 141, по Глухоозерскому шоссе, северо-восточнее пересечения с Мельничной улицей
 
ПТК4 новые, 16 модернизировано и реконструировано1. АЗС №175, Выборгский район, 5 верхний проезд д.3-А (пром. зона Парнас).
2. АЗС №26, Курортный район, г.Зеленогорск, Приморское шоссе 563 Лит.А
1. АЗС №143, г.Гатчина, Киевское шоссе, 44км.
2. АЗС №144, г. Луга, пр.Урицкого 77А
Фаэтон4 новые 1. АЗС, 44-й км Мурманского шос., пос. Синявино, Кировский район.
2. АЗС, 70-й км Мурманского шос., Кировский район, с. Путилово.
3. АЗС, Кировск г., ул. Магистральная, д.46.
4. АЗС, Отрадное г., ул. Танкистов, д.20, Кировский район
Шелл-АЗС3 новые1. АЗС № 1120 на ул. Хасанской, д. 1 корп.1.
2. АЗС № 1121, Комендантский проспект д. 41, лит.А.
3. АЗС № 1122, Пулковское шоссе, 46/3
 
ТНК-ВР3 новые1. АЗС ТНК, пр. Непокоренных, дом 51, литера А.
2. АЗС ТНК, ш. Революции, на пересечении с Индустриальным пр.
3. АЗС ТНК, Народная ул.
1. АЗС ТНК, пр. Непокоренных, дом 51, литера А.
2. АЗС ТНК, ш. Революции, на пересечении с Индустриальным пр.
3. АЗС ТНК, Народная ул.
Несте-Санкт-Петербург7 новых 1. № 521, дер. Лупполово Всеволожского района на трассе Санкт-Петербург – Приозерск.
2. АЗС № 518, Верево дер., Гатчинский район, трасса СПб-Киев
3. АЗС № 501, Кондратьево пос., трасса Скандинавия
4. АЗС № 520, Всеволожск, Колтушское шоссе, 34 км
5. АЗС № 522, Мурманское шоссе, 21 км, пос. Разметелево, Всеволожский район
6. АЗС № 523, Мурманское шоссе, 21 км, пос. Разметелево, Всеволожский район
7. АЗС № 524, дер. Верево., Гатчинский район, 36 км М-20 Петербург-Луга (слева)
Киришиавтосервис3 новые1. АЗС № 13, Лисий Нос, Приморское ш., 142.
2. АЗС № 12, Фермское ш., 35.
3. Дорога на Турухтанные острова, д. 18а, лит. А
 
РН-Трейд1 новая 1. АЗС, дер. Юшково, 120 км Мурманского ш., Волховского района
Фаэтон-Аэро2 (перевод под бренд АЭРО)1. АЗС, пер. Матюшенко, 3.
2. АЗС, Софийская ул., 85
 
Сибнефть - Северо-Запад1 новая 1. АЗС, Сосновый Бор
Леннефтепродукт1 новая 1. АЗС, Сугорово, вблизи участка автодороги А-114 Вологда - Новая Ладога (Тихвинский район, Ильинская волость)
Авро1 новая 1. АЗС, а/д Россия, п. Трубников Бор
Ювента1 новая 1. АЗС, Ивангород, вблизи кафе «Минутка»
Всего открыто в 2007 г. 46 новая (включая перевод под другой бренд) 2818
Ключевые события топливного рынка в 2007 году
Отмена «двойного лицензирования» АЗС
Пожалуй, самым важным событием 2007 года для участников топливного рынка в розничном сегменте стала отмена лицензии на эксплуатацию АЗС как взрывоопасного производственного объекта. Напомним, предыстория проблемы для операторов рынка заключалась в том, что владельцы автозаправочных станций попали под так называемое «двойное лицензирование»: имея лицензию на эксплуатацию пожароопасного объекта в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ-116 от 21.07.97 г., которую требуют при проверках сотрудники МЧС, они также должны были оформлять лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта в части приема и хранения нефтепродуктов. Получалось так называемое «двойное лицензирование», которое по сути никак не влияло на обеспечение безопасности на АЗС, но значительно увеличивало расходы компании на получение лицензий. По словам президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, стоимость процедуры лицензирования по Москве составляет от 200 тыс.рублей, по Санкт-Петербургу – 80-100 тыс. рублей на одну АЗС.
Решением этой проблемы активно занимался Российский топливный союз, а также общественная организация «Опора России». В результате федеральные власти пошли навстречу бизнесу: в октябре 2007 года соответствующим постановлением российское Правительство освободило АЗС от получения лицензий на эксплуатацию пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов. Объекты, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом были выведены из числа взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов, эксплуатация которых подлежит лицензированию.
Отметим, что уже в январе 2008 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константин Пуликовский заявил, что отмена лицензирования автозаправочных станций влечет за собой серьезные последствия, и предложил реанимировать систему лицензирования. Однако участники рынка и представители общественных организаций усматривают в подобных заявлениях желание чиновников возобновить механизм для получения дополнительной прибыли через различные аффилированные при Ростехнадзоре структуры, и прогнозируют недовольство этими мерами со стороны бизнес-сообщества. При этом в Российском топливном союзе сомневаются в аннулировании решения правительственной комиссии по отмене лицензирования.
Осенний дефицит нефтепродуктов
Осень 2007 года ознаменовалась острым дефицитом нефтепродуктов в свободной продаже. Как писала ранее газета «Коммерсант», в октябре 2007 года рост нефтяных цен вызвал существенный рост российского нефтяного экспорта: он составил 5,7% в дальнее зарубежье и 26% - в страны СНГ, тогда как поставки на НПЗ в Россию сократились на 2,6%. В нефтяных компаниях снижение переработки нефти объясняли плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов. В октябре на профилактике находилась значительная часть мощностей заводов, снабжающих Московский регион, - Московский НПЗ, Рязанский (ТНК-ВР), Нижегородский (ЛУКОЙЛ) НПЗ, сократились мощности и Саратовского НПЗ (ТНК-ВР). На розничных ценах ситуация отразилась не сразу. В оптовом звене цены на нефтепродукты, особенно на дизельное топливо, стали повышаться.
При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) стала проводить расследование причин сокращения внутренних поставок, не доверяя заявлениям нефтяников о том, что оно вызвано плановыми октябрьскими ремонтами НПЗ с намерением выяснить, «правомерно» ли производители снизили выпуск бензина. Кроме того, ФАС предложило ввести для НПЗ обязательную отчетность о ремонте для пресечения спекуляций на рынке нефтепродуктов.
По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, приводимому газетой РБК-Daily, крупным нефтяным компаниям не нужен свободный рынок нефтепродуктов, поскольку многие из них создали региональные монополии, которые определяют ценовую политику на нем. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», - пояснял эксперт газете. Таким образом, топлива не хватает даже для поставок на собственные заправки вертикально интегрированных компаний, ведь НПЗ выпускают в свободную продажу лишь имеющиеся у них излишки продукции. В результате, по мнению эксперта, независимые участники рынка нефтепродуктов вынуждены либо продавать свой бизнес крупным компаниям, либо торговать некачественной продукцией, либо закрывать дело.
Отметим, что в ноябре в Петербурге наблюдался острый дефицит дизельного топлива в свободной продаже. При этом нефтяные компании еще могли обеспечить топливом автозаправочные станции из собственных ресурсов. Независимые же трейдеры купить дизельное топливо в свободной продаже практически не могли.
Рост цен на бензин
Следствием общероссийского дефицита стало повышение розничных цен и на заправках Петербурга. Основной рост цен на нефтепродукты пришелся на конец 2007 года (ноябрь, декабрь), когда операторы поднимали ценники на АЗС практически каждые два дня. Так, по данным мониторинга агентством «Аu92» розничных цен на АЗС Санкт-Петербурга и Ленобласти, за 2007 год наибольшее подорожание пришлось на дизельное топливо – 18%, на втором месте бензин Аи-95/96 – цена повысилась на 15,5%, бензин А-76/80 – повышение на 12,5%, бензин Аи-92 подорожал за год на 10%, и бензин Аи-98 повысился в цене на 9%.
Биржевые торги нефтепродуктами
Запуск пробных Интернет-торгов нефтепродуктами на бирже «Санкт-Петербург» пришелся уже на начало 2008 года. Решение о том, что площадкой по продаже нефтепродуктов в России станет биржа «Санкт-Петербург» было принято 14 ноября. Из отобранных ранее четырех претендентов на размещение у себя нефтяной биржи большинством голосов Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) выбрало петербургскую площадку. По мнению участников рынка биржевая торговля нефтепродуктами должна обеспечить прозрачность ценообразования.
Торговать на нефтяной бирже будут бензином, дизельным топливом, мазутом, а также ракетным топливом. Получателям бюджетных средств было рекомендовано приобретать с 1 октября 2007 г. не менее 15% закупаемых ими в течение финансового года объемов нефти и нефтепродуктов на товарной бирже. Предполагается, что уставной капитал создаваемой площадки составит около 50 млн долл. Первым фьючерсным контрактом на нефтяной бирже будет контракт на нефть REBCO. В дальнейшем она может стать международной сырьевой биржей, на которой также будут проводиться торги лесом, черными и цветными металлами.
Проведенные в начале месяца учебные торги представляли собой электронную систему с круглосуточным доступом для регистрации участников и приема заявок. В ходе торгов участники смогли ознакомиться с функциональностью системы торгов, освоить работу с торговыми процедурами. В первый день учебных торгов на бирже было зарегистрировано 12 участников и 70 предложений на продажу нефтепродуктов. Общая сумма проведенных пробных торгов составила 1466217 руб.
В настоящий момент дорабатывается проект правил проведения аукционных и биржевых торгов по размещению заказов на поставку нефтепродуктов. Правила биржевой торговли нефтепродуктами, в отличии от аукционных торгов, расширяют состав участников торгов, вводят в действие механизм гарантий поставок нефтепродуктов, обеспечивая тем самым прозрачный механизм ценообразования. В состав Правил биржевой торговли нефтепродуктами Биржа включает раздел по проведению торгов фьючерсами и опционами на нефтепродукты. Рабочая группа доработает проект правил к 4 февраля и представит его для рассмотрения на очередном заседании комитета по организации и совершенствованию торгов на поставку нефтепродуктов. Торги нефтепродуктами начнутся после рассмотрения и принятия правил.
Комментарии
Конфереция