ТНК-ВР открыла в Санкт-Петербурге первую АЗС под брендом ВР

На этой неделе ТНК-ВР открыла в Санкт-Петербурге первую заправку премиум-сегмента под брендом ВР. Запуск сети ожидался еще прошлой осенью, когда первая заправка была построена, однако из-за сложностей в получении согласований на торговлю начать работу она смогла только сейчас. Хотя в этом сегменте в городе уже работает три сети АЗС, приход такого крупного игрока внесет свои коррективы. Изменения ждут и весь топливный рынок города в целом, на котором уже в этом году возможна смена лидера. Им может стать ЛУКОЙЛ. ТНК-ВР еще в 2005 году купила на торгах правительства города 15 участков под строительство АЗС, а чуть позже объявила о планах по строительству в Санкт-Петербурге в течение трех лет 60 заправок, треть из которых будет работать в премиум-сегменте под брендом ВР, а остальные — в среднем сегменте под брендом ТНК. Однако с тех пор ТНК-ВР запустила только три собственных заправки ТНК, еще несколько независимых АЗС в городе работает под этим же брендом по джобберской программе. В премиум-сегменте также работают Neste (44 АЗС в городе и Ленинградской области, по данным Нефтяного клуба СПб), Shell (22) и «Аэро» (13). Новая заправка ВР расположена в непосредственной близости от своего конкурента АЗС Neste, причем в качестве подрядчика для строительства и оборудования ТНК-ВР привлекала структуры компании «Фаэтон», которой принадлежит сеть заправок «Аэро». «Высший сегмент АЗС в Санкт-Петербурге отличается большим количеством игроков — во всей Москве только ТНК-ВР работает в нем, — отмечает Сергей Снопок, председатель совета директоров «Фаэтона». — При этом наш уровень значительно выше, чем в Москве. В среднем за счет повышенного качества обслуживания и услуг операторы просят за бензин на 1—2 руб. больше, чем на обычных заправках». Тем не менее появление первой заправки ВР в непосредственной близости от АЗС основного конкурента может свидетельствовать о том, что в премиум-сегменте конкуренция в Санкт-Петербурге все еще достаточно слаба. Куда более серьезная борьба развивается между обычными сетями заправок. Вчера Вагит Алекперов, президент ЛУКОЙЛа, заявил о том, что его компания намерена освоить 30 полученных в прошлом году участков уже в текущем году. Таким образом, количество заправок ЛУКОЙЛа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области превысит 150 единиц, и прежний многолетний лидер рынка — ЗАО «Петербургская топливная компания» (ПТК) — уступит первенство московским нефтяникам. В ПТК заявляют, что будут наращивать свою сеть в основном в Ленинградской области и в других регионах. «В Петербурге сеть ПТК оптимальна», — подчеркнул первый заместитель генерального директора компании Леонид Чурилов. «Разыгрываемые в последнее время на торгах города участки предлагаются с очень серьезными обременениями, что делает их малопривлекательными для операторов, — сетует президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин. — Кроме того, хотелось бы, чтобы при их распределении условия для игроков были бы равными, так как в последнее время приоритеты городских властей нередко отдавались какой-то одной компании, что ставило остальные компании в неравные условия». Леонид Чурилов полагает, что за счет такого большого прироста новых АЗС, который существует в городе, в скором времени можно будет ждать дальнейшей консолидации на рынке. «Кроме того, неизбежно должна произойти и сегментация рынка как по ценовым сегментам, так и по типам потребителей, которые в конечном итоге будут поделены между пятью-шестью крупными операторами из числа нефтяных компаний и тесно с ними связанных игроков», — считает он. При этом Чурилов отметил, что ПТК в конце прошлого года заключила долгосрочный договор о сотрудничестве с крупнейшим поставщиком нефтепродук­тов в Санкт-Петербурге ОАО «Сургутнефтегаз».
Комментарии
Конфереция