Ростехнадзор включил ТНК-BP и ЛУКОЙЛ в свою сказку об обусловленности качества бензина лицензированием АЗС

Крупнейшие продавцы бензина могут уйти с российского рынка, предупредил вчера глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константин Пуликовский. Чтобы этого не произошло, он предлагает реанимировать систему лицензирования АЗС. По мнению экспертов, восстановление лицензирования АЗС Ростехнадзором выгодно прежде всего самому ведомству, а также нефтяным гигантам, которым это поможет выгнать с бензинового рынка мелких игроков.
В прошлом году лицензирование АЗС осуществляли Ростехнадзор и МЧС РФ. В начале осени лицензирование было отменено; станции, работающие с бензином и дизтопливом, были выведены из списка взрыво- и пожароопасных объектов и признаны просто «опасными производственными объектами», надзор за ними был поручен МЧС РФ. Ростехнадзор имеет возможность проводить выборочные проверки заправок, ведомству оставили право лицензировать автогазонаполнительные, автогазозаправочные и многотопливные АЗС, которые по закону считаются взрывоопасными производственными объектами.
«Крупнейшие продавцы бензина могут вообще уйти с российского рынка, если в стране не будет восстановлено лицензирование автозаправочных станций», - такое заявление сделал Константин Пуликовский на заседании общественного совета при Ростехнадзоре. В Ростехнадзор уже обратились ТНК-BP и ЛУКОЙЛ с просьбой пересмотреть ситуацию с лицензированием АЗС, говорится в пресс-релизе Ростехнадзора. По мнению лидеров рынка, в России складывается ситуация, когда продавать качественный бензин становится невыгодно: мелкие продавцы демпингуют, покрывая свои расходы за счет снижения качества бензина.
«К счастью, - подчеркнул Пуликовский, - и бизнес, и общественность уже задумались над тем, к чему приведет снятие этого важного положения, и стали требовать его восстановления». Также он отметил, что Ростехнадзор по-прежнему озабочен вопросом обеспечения безопасности на АЗС, прежде всего малого и среднего бизнеса. Пресс-секретарь ТНК-ВР сообщил, что компания не обращалась в Ростехнадзор по вопросам лицензирования. «Мы не выступали с такого рода инициативами», - говорит он.
«Мы обращались в Ростехнадзор по поводу лицензирования, но исключительно наших АЗС, - поясняет сотрудник пресс-службы ЛУКОЙЛа, - хотя мы склоняемся к тому, что лицензирование нужно вернуть, по разным причинам: заправочные станции - это все-таки объекты повышенной опасности». По его словам, у ЛУКОЙЛа есть корпоративные требования промышленной безопасности, но раз есть специальный госорган, с ним нужно их координировать. Однако он отметил, что компания не видит связи между лицензированием и контролем качества топлива.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов считает, что решение отменить лицензирование АЗС было правильным. «Это удавка для бизнеса, бюрократический инструмент, не влияющий на вопросы безопасности, в подавляющем числе случаев - формальное вымогание денег через различные аффилированные структуры, - замечает он. - В рамках надзора за АЗС можно решить все существующие вопросы: подготовка кадров, отсталость технологического оборудования, его правильная эксплуатация и т.д.». По его мнению, попытка реорганизовать принятое правительственной комиссией по проведению административной реформы решение является беспочвенной и повлечет недовольство предпринимательского сообщества.
«Вряд ли лицензирование АЗС действительно будет возвращено. Правительственная комиссия приняла решение и не будет его отменять, - уверен исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Кстати, Константин Пуликовский тоже входил в эту комиссию, и он не возражал против этого решения».
«Бензины производят те же нефтяные компании, и независимая розница в основном закупает нефтепродукты у них, – рассказывает Григорий Сергиенко. – А с октября по декабрь была ситуация, когда мелкие игроки не могли приобрести ни дизельного топлива и вообще ничего». Тогда, по его словам, концерны стремились продавать максимум нефти за рубеж, потому что цены на сырье резко выросли.
«Крупные компании оставляли нефтепродукты только для своих АЗС, – отмечает он. – А что делать владельцу АЗС? Закрывать заправку? Приходилось покупать фракции, которые получаются при переработке нефти на заводах, доводить их до товарного вида и продавать».
Крупным нефтяным компаниям, по мнению Сергиенко, может быть выгодно возвращение лицензирования с точки зрения давления на частных владельцев АЗС. С ним согласна и аналитик ИЦ «Кортес» Людмила Лурье. Она считает, что из-за невозможности платить за лицензию мелкие АЗС будут закрываться или поглощаться более удачливыми конкурентами. К качеству же бензина лицензирование отношения не имеет, качество это - стандарт, за соблюдением которого следят соответствующие контролирующие структуры.
Чиновникам нужен новый механизм получения дополнительной прибыли, а большим компаниям – инструмент давления на мелких торговцев, считает отраслевой эксперт, пожелавший сохранить анонимность.
«Раньше лицензии для пожароопасных производственных объектов выдавали в МЧС, – вспоминает он. – Потом Ростехнадзор добился выдачи разрешительных документов для АЗС, но уже как для взрывоопасных объектов». Требования в документации, по его словам, были идентичными, а бумаг получать надо было две.
«Ростехнадзор, вероятно, хочет вернуть свои функции по лицензированию АЗС как взрывоопасных объектов, потому что контролировать качество бензина ему не позволят, эти функции будут возложены на Ростехрегулирование», – комментирует он пресс-релиз. Аналитик напоминает, что создан проект технического регламента нефтепродуктов, который представлен в правительство. «Планируется, что его утвердят в течение квартала», – говорит эксперт.
На месте Ростехрегулирования, по его мнению, хотели бы оказаться многие структуры, в том числе региональные власти и Ростехнадзор. «Ведь, кроме коррупционной составляющей, контролирующий орган может оказывать давление на продавцов, действуя в интересах их крупных конкурентов», – говорит эксперт.
Комментарии
Конфереция