Транспортный тариф на прокачку российской нефти по территории Белоруссии повысится на 15,7–16,7%

С 1 февраля транспортный тариф на прокачку российской нефти по территории Белоруссии повысится на 15,7–16,7% к действующим тарифам. Эта мера принесет в белорусский республиканский бюджет дополнительно $31 млн. В Минпромэнерго такое повышение называют обоснованным, исходя из повышения тарифов «Транснефти» в этом году на 19,4%. Но российские нефтекомпании придерживаются другого мнения. Отраслевые аналитики полагают, что роль проходящего через Белоруссию нефтепровода «Дружба» в экспорте российской нефти будет в ближайшие годы снижаться. Правительство Белоруссии одобрило предложение минэкономики страны о повышении тарифов на транзит российской нефти по нефтепроводу «Гомельтранснефть “Дружба”» с 1 февраля 2008 года. Транзит по маршруту Унеча-Адамова застава в направлении Польша-Германия подорожает на 15,7% - до $4,05 за прокачку 1 тонны российской нефти на 100 км. На маршруте Унеча-Броды в направлении Украины размер тарифа вырастет на 16,7%, до $1,75. Помимо этого, подорожает и прокачка экспортной нефти до ОАО «Мозырский НПЗ» до $0,85. По расчетам белорусского правительства, дополнительные поступления в республиканский бюджет составят $31 млн. По территории Белоруссии ежегодно проходит транзитом порядка 70 млн тонн российской нефти, а с учетом поставок на Мозырский НПЗ прокачка по «Гомельтранснефть “«Дружба”» составляет 81 млн тонн. Протяженность нефтепровода «Гомельтранснефть “Дружба”» составляет 1,9 тыс. км в направлении Польши и Украины. В 2007 году доходы Белоруссии от транзита российской нефти оцениваются в $196,2 млн. В Минпромэнерго России вчера сообщили, что не располагают документом о повышении нефтетранспортных тарифов в Белоруссии, однако считают его «незначительным и вполне оправданным». Действительно, российская «Транснефть» повысила транспортные тарифы в 2008 году в среднем на 19,4%. Белоруссия же впервые за последние 11 лет повысила тарифы с 15 февраля 2007 года - на 35% по маршруту Унеча-Адамова застава и на 31,6% в направлении Унеча-Броды. В Минпромэнерго считают, что повышение тарифов в Белоруссии незначительно увеличит транспортные расходы нефтекомпаний (на 5–7%) и не скажется на объемах экспорта. Однако представители крупнейших российских нефтекомпаний не считают рост тарифов незначительным. Начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов отметил, что компания рассматривает «все возможные варианты» реализации нефти и при принятии решений о маршрутах экспорта будет исходить из экономической целесообразности. Источник, близкий к «Сургутнефтегазу», уточнил, что всегда есть возможность увеличить экспорт по железной дороге и через порты. Пресс-секретарь «Газпром нефти» Наталья Вялкина отметила, что «мы продолжим перераспределять экспортные потоки в пользу увеличения переработки нефти на внутреннем рынке». Замначальника департамента инвестиционного анализа и отношений с инвесторами ЛУКОЙЛа Геннадий Красовский считает, что такая тенденция характерна для многих нефтекомпаний. «Экспорт нефти ЛУКОЙЛа сократился на 3–5% в прошлом году при одновременном резком наращивании объемов переработки в России - на 10% к уровню 2006 года»,- сказал Красовский, отметив, что несколько лет назад ЛУКОЙЛ и вовсе отказался от экспорта в Китай. Отраслевые эксперты отмечают, что даже при незначительном повышении транспортных тарифов со стороны Белоруссии привлекательность экспорта по «Дружбе» продолжит снижаться. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» не видит в этом ничего страшного, поскольку НПЗ в Восточной Европе, которые получают нефть по нефтепроводу «Дружба» имеют и альтернативные маршруты поставок. Снижение экспорта по прошлому году наблюдается у многих компаний, отмечает господин Нестеров. «В целом за год у ЛУКОЙЛа снижение составило 3,9%, у ТНК-ВР - 7,4%, у “Газпром нефти” - 14,1%, у “Башнефти” - 17,9%. “Роснефть” увеличила экспорт за счет приобретения активов, а “Сургутнефтегаз”- по причине недостатка перерабатывающих мощностей»,- поясняет аналитик. По его словам, тенденция в этом году продолжится - в первом квартале запланировано поставить по «Дружбе» 18,5 млн тонн нефти, тогда как в четвертом квартале 2007 года было прокачано 21,5 млн тонн. Екатерина Кравченко из «Брокеркредитсервиса» считает, что общий объем экспорта может быть даже увеличен, поскольку контракты были подписаны еще в прошлом году, но нефтекомпании из-за снижения прибыли при поставках по «Дружбе» предпримут попытки реализовать нефть другими путями. Валерий Нестеров согласен, что роль «Дружбы» в экспорте будет сокращаться, особенно после введения нефтепровода ВСТО в 2009 году и БТС-2 в 2010–2011 годах.
Комментарии
Конфереция