Минпромэнерго внесло в правительство проект техрегламента о требованиях к бензинам и дизельному топливу

Минпромэнерго внесло в правительство проект постановления об утверждении технологического регламента, регулирующего качество топлива, согласно которому с 1 января 2009 года в России вводится стандарт Евро-3 для производства бензина и дизельного топлива. Нефтяники заявляют о готовности к производству более качественного моторного топлива. По мнению экспертов, официальное принятие стандарта Евро-3 поможет дисциплинировать топливный рынок.
Техрегламент вступает в силу через полгода после принятия. В проекте предусмотрен трехлетний переходный период, в течение которого допускается выпуск и оборот бензина с октановыми числами 80 и 92. В течение пяти лет допускается оборот топлива, выпущенного еще до принятия этого техрегламента.
Техрегламент «О требованиях к автомобильным и авиационным бензинам, дизельному топливу и топочному мазуту» согласован со всеми заинтересованными ведомствами, и по мнению Минпром­энерго в ближайшее время скорее всего будет принят, рассказал источник в Минпромэнерго. В случае его одобрения правительством стандарт Евро-3 для бензинов и дизельного топлива будет введен с 1 января 2009 года, Евро-4 — с 1 января 2010 года, Евро-5 — с 1 января 2013 года.
Напомним, что с 1 января 2008 года все выпускаемые и ввозимые в Россию автомобили должны соответствовать по выхлопам стандарту Евро-3. Это требование устанавливается другим техрегламентом: «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», одобренным правительством в октябре 2005 года. Минпромэнерго планировало сразу после этого документа принять техрегламент по качеству собственно топлива, чтобы оно соответствовало автомобилям. Однако работа над ним затянулась на два года.
Крупных нефтепереработчиков переход на производство топлива Евро-3 не пугает. По словам сотрудника пресс-службы ЛУКОЙЛа, бензин этого стандарта производится на заводе компании в Нижним Новгороде с февраля 2006 года. С января 2008 года аналогичный сорт бензина будут выпускать еще два завода: в Волгограде и Перми. «А на последнем из наших российских заводов производство более качественного бензина будет налажено как раз в 2009 году, — подчеркивает он. — Дизельное топливо практически все наши заводы уже в течение двух лет производят по стандарту Евро-4». «Мы знаем о возможности вступления в силу нового регламента и готовимся к этому, — говорит руководитель пресс-службы «Газпром нефть» Наталия Вялкина. — На стадии подготовки у нас программа модернизации производства на заводах, и к 2009 году мы планируем начать выпуск бензина в соответствии со стандартом Евро-3».
«Чем быстрее введут стандарт Евро-3, тем лучше, — считает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. — Отсутствие четкого нормативного документа на топливном рынке приводит к формированию региональных систем нормирования. В частности, в Москве есть постановление правительства, устанавливающее экологические требования к топливу, вступившее в силу с 1 января 2006 года. Критерии, которые согласно этому постановлению предъявляются к топливу, фактически — характеристики стандарта Евро-3. И бензин произведенный в стандарте Евро-2, который соответствует предусмотренным законом нормам по всей России, в Москве продавать нельзя. Он считается некачественным, и за его реализацию грозит штраф до 400 тыс. руб.». Правда, нынешняя редакция техрегламента, по мнению Сергиенко, довольно либеральная. «Бензин ниже стандарта Евро-3 нельзя будет производить, но он может находиться в обращении, — подчеркивает он. — Это связано, в частности, с тем, что в госрезерве накоплены значительные запасы топлива, не отвечающие современным требованиям качества, но его нужно пустить в оборот».
По данным государственного НИИ автомобильного транспорта, около 85% российского автопарка соответствует требованиям не выше стандарта „Евро-1”. А около 15% автопарка – в основном легковые автомобили отечественного и зарубежного производства соответствуют требованиям „Евро-2” и даже „Евро-3” и „Евро-4”», – говорит аналитик информационного центра «Кортэс» Людмила Лурье.
АвтоВАЗ, если судить по официальной информации, готов к переходу на „Евро-3”, однако менеджмент компании продолжает лоббировать отсрочку его введения, так как дополнительные затраты придется перекладывать на потребителя, а это снизит конкурентоспособность продукции концерна. Кроме того, на „Евро-3” очень сложно перевести „классику”, от выпуска которой компании, вполне возможно, придется отказаться», – говорит Фролов. По его данным, сейчас 60% российского автопарка может работать только на стандарте «Евро-2». При этом на «Евро-3» могут работать 35% автомобилей, на «Евро-4» – 5%.
«Получается, что рынок подстраивают под иномарки», – говорит Лурье. А значит, АвтоВАЗу грозят еще более тяжелые времена. Если он поднимет цены на свои автомобили, то в условиях ужесточающейся конкуренции (а в ближайшее время многие концерны планируют начать выпуск именно бюджетных иномарок в РФ) тольяттинский гигант потеряет большинство своих клиентов.
Правда, еще четыре года переходного периода в запасе у владельцев отечественных автомобилей есть. За это время можно будет продать машину – хотя бы на запчасти.
Комментарии
Конфереция