«Роснефть» объявила о начале экспансии на международный бункерный рынок

Руководство «Роснефти» объявило о начале экспансии на международный бункерный рынок. На предприятии сообщили, что уже началась загрузка судовым топливом в Архангельске и Находке, а в 2008 году холдинг планирует продавать свой «бункер» в портах Туапсе, Ростова-на-Дону и Сызрани. Эксперты полагают, что выход на бункерный рынок стал возможен после получения «Роснефтью» на торгах добывающих и перерабатывающих активов ЮКОСа. Как пояснил начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов, стратегия развития бункеровочного бизнеса будет утверждена до конца года, но уже ясно, что компания намерена в 2008 году продать в портах 1,5—1,7 млн т бункерного топлива. Он назвал бункеровку «интересным направлением развития компании» и подтвердил, что «Роснефть» уже приступила к отгрузке топлива на собственные морские терминалы, загрузив шесть крупнотоннажных судов в Архангельске и семь — в Находке. По его словам, порты Туапсе и Ростова станут наиболее вероятными потребителями топлива с входящего в холдинг Туапсинского НПЗ. Предполагается, что Сызрань будет получать «бункер» с местного НПЗ, также принадлежащего «Роснефти». В компании считают, что должны занять свое место на бункерном рынке, оборот которого, по их расчетам, оценивается в 160 млрд долл. в год, а потребности мирового флота составляют 400 млн т. В «Роснефти» планируют расширить спектр услуг и создать на базе принадлежащих ей морских терминалов современные бункеровочные центры. Также компания собирается развивать на своих НПЗ производство судового топлива, включая судовые масла по международным стандартам качества, и к 2020 году довести реализацию бункерных нефтепродуктов (мазуты, судовое топливо, масла) до 10 млн т в год. «Роснефть» стала третьей после ЛУКОЙЛа и «Газпрома» вертикально интегрированной нефтяной компанией (ВИНК), которая в последнее время всерьез занялась бункеровочным бизнесом. Компании объясняют свой интерес к этому сегменту его высокой маржинальностью и увеличением грузопотоков на юге России. В частности, по данным ООО «Лев» (один из лидеров бункеровочного рынка Ростова-на-Дону), в текущем году объем рынка бункеровки ростовского порта составит порядка 200 тыс. т, причем ежегодно он растет на 12—15%. Средняя цена за 1 т дизеля в настоящий момент составляет 850 долл., мазута — 350 долл. Начальник аналитического департамента ФК «Мегатрастойл» Алексей Логвин пояснил, что в настоящий момент в портах услуги по бункеровке предоставляются несколькими локальными монополистами. Сегодня даже в условиях роста цен на нефть судовладельцы за счет повышения стоимости фрахта могут себе позволить за счет части прибыли покупать бункерное топливо и по повышенным ценам, что и привлекает в этот сегмент рынка ВИНК. «У «Роснефти» есть серьезный административный ресурс, чтобы утвердиться на региональном рынке бункеровки. К тому же она после покупки активов ЮКОСа значительно расширила свои перерабатывающие мощности. После майских торгов это первый шаг к использованию «юкосовского наследия». Скажем, до сети АЗС на юге России у «Роснефти» руки еще не дошли — многие из них до сих пор раскрашены в цвета опального нефтехолдинга», — считает Логвин. В этой ситуации у местных игроков появляется вполне реальная перспектива быть проглоченными крупными ВИНК, подобно своим коллегам из розничных сетей АЗС. Как заметил на условиях анонимности руководитель бункеровочной компании, работающей в одном из черноморских портов, «приход ВИНК в бункеровку лишь вопрос времени; результате с рынка будут вытеснены все мелкие операторы, которые должны будут либо пойти под «крышу» нефтехолдингов, либо вообще уйти из этого сегмента». В то же время, по словам начальника отдела бункеровки и судоходства ООО «Лев» Алексея Ярошенко, выживут те бункеровщики, которые кроме торговли топливом еще оказывают дополнительные услуги, проводят санобработку, техобслуживание, бункеруют суда водой и маслом. Ярошенко полагает, что за счет дополнительных услуг бункеровщики смогут сохранить свою клиентуру, хоть и утратить значительную часть прибыли.
Комментарии
Конфереция