МЭРТ разработал программу антиинфляционных мер: биржевая торговля против роста цен

МЭРТ разработал программу антиинфляционных мер. Подавляющее большинство из них никак не смогут сдержать инфляцию. Некоторые теоретически должны способствовать увеличению предложения отечественной продукции, но они настолько расплывчаты, что вряд ли от них будет какой-либо эффект. В итоге эксперты прогнозируют дальнейший бурный рост цен.
Минэкономразвития разработало меры, с помощью которых правительство должно побороть рост инфляции в 2007—2008 годах. Документ весьма внушительный – он содержит 21 меру. Все эти меры объединены в 5 групп: меры фискальной и денежно-кредитной политики, меры по борьбе с инфляцией на продукты питания, развитие торговой инфраструктуры, меры, направленные на борьбу с инфляцией на рынках нефтепродуктов и строительных материалов, и меры, направленные на увеличение эффективности регулирования естественных монополий.
Эксперты сходятся во мнении, что документ, представленный МЭРТом, слишком расплывчат. «Мне эти меры не показались радикальными, они просто обозначают тот факт, что министерство будет следить за инфляцией, это скорее программа сдерживания роста цен перед выборами, но не программа радикального контроля за инфляцией», — считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «Ничего нового в этих мерах нет, но я с большим сочувствием отношусь к МЭРТу, поскольку в данной ситуации очень тяжело что-либо изменить, ничего кардинально не меняя», — соглашается экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева. «Вообще из этого документа не видно, что конкретно люди собираются делать», — говорит главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Итак, о чем же документ.
Первая группа — фискальная и денежно-кредитная политика – фактически не содержит никаких конкретных мер, только обещание их разработать, а заодно уточнить прогнозы инфляции на 2008—2011 годы.
Вторая группа, посвященная борьбе с подорожанием еды и питья, более подробна: предлагается отслеживать, как выполняется соглашение между властями и бизнесом о заморозке цен на отдельные виды продуктов, усилить роль отраслевых объединений производителей в развитии конкурентной среды на рынках сельскохозяйственной продукции, а также ограничить возможности властей препятствовать движению товаров между регионами. В дополнение предполагаются меры по расширению кредитной поддержки эффективных сельхозпроизводителей. Предусмотрено способствовать формированию конкурентной среды в сельском хозяйстве, в том числе и за счет льготного тарифа на ж/д перевозки, а заодно увеличить зерновой фонд.
Что касается заморозки цен на некоторые виды продуктов, то эта мера, как показала жизнь, практически никак не повлияла на инфляцию. Товаров, цены на которые заморозили в конце осени, мало (порядка 6 наименований), все остальные дорожают – в итоге только за ноябрь, по данным Госкомстата, рост цен на продукты питания составил почти 2%, а потребители отметили еще более значимый рост (так, например, в Москве в начале октября литровый пакет молока стоил 35,8 рубля, а 14 декабря его можно было купить за 43,9 рубля, десяток яиц «Отборных» резко вырос в цене всего за две недели — с 42,2 рубля 2 декабря до 65,9 рубля 14 декабря).
Помимо продуктов питания правительство договорилось с нефтяниками о заморозке цен на бензин, но цены все равно растут. Как отмечает экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин, связано это с отрицательной рентабельностью в отрасли, средняя оптовая цена на бензин сравнялась с розничной. Увеличения производства бензина нет, а потребление растет.
«Заморозка цен политически вполне понятна, но как мера экономической политики она подчеркивает, что никаких существенных мер не придумано», — с грустью отмечает Орлова.
Что же касается кредитования сельхозпроизводителей, то и эта мера сомнительна, хотя теоретически вполне правильная. «Дело в том, что банки очень неохотно их кредитуют. Ведь рентабельность в отрасли небольшая, понять, насколько эффективны производители, трудно, а у большинства предпринимателей даже в обеспечение нечего предоставить – земельный кадастр постоянно пересматривается, земельный участок часто не оформлен как надо, а кредиты нужны дешевые и длинные. Банкам гораздо выгоднее выдать потребкредит под 50% годовых. В итоге на сегодняшний день лишь 10% производителей воспользовались предлагаемым правительством льготным кредитованием», — объясняет Надоршин.
Безусловно, хорошими являются меры по льготным тарифам не перевозку сельскохозяйственной продукции и по объединению сельхозпроизводителей. Ведь если они превратятся в сильные компании, то и кредиты смогут брать, и инвестиции привлекать, и диктовать свои условия торговым сетям, увеличивая тем самым свою рентабельность (сейчас зачастую происходит обратное – торговые сети диктуют им условия и имеют основную маржу). Но, как отмечает Надоршин, для того чтобы сдержать инфляцию, нужно запретить экспорт сельхозтоваров, поскольку иначе при возрастающем спросе на них в мире все больше будет уходить на экспорт, а значит, на внутреннем рынке предложение будет ограничено и цены будут расти. Но есть одна деталь – если закрыть внутренний рынок, то инвестиции пойдут на другие — открытые рынки, ведь там цены будут выше и рентабельность больше. «По сельскому хозяйству мы просто идем за мировыми ценами, и поскольку в мире никто не ожидает, что цены будут снижаться, мне непонятно, почему российский рынок должен идти каким-то особым трендом», — говорит Орлова.
Неэффективная в краткосрочной перспективе и мера по увеличению зернового фонда – ведь чтобы его увеличить, зерно надо сначала изъять, то есть сократить предложение на рынке.
Третий раздел содержит ставший уже знаменитым закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», предложения о развитии сельскохозяйственных рынков и ярмарок, а также намерение развивать сеть снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
«Закон о торговле, мягко говоря, спорен, — считает Надоршин. – Он содержит в себе положения, которые могут привести к закрытию несетевых магазинов, что снизит конкуренцию и, наоборот, негативным образом отразится на инфляции». Попытки же стимулировать сельскохозяйственные рынки предпринимались, но пока, похоже, не слишком успешны.
Четвертый блок предполагает организацию биржевой торговли. Сама по себе это хорошая мера: при должном подходе она может серьезно помочь в формировании единого рынка и дать четкие ориентиры. Однако в условиях того, что оптовые цены на нефтепродукты сильно растут, розничные будут следовать за ними, иначе бизнес просто будет убыточным и никакая биржевая торговля цены не остановит, считает Надоршин.
Что же касается пятого пункта, регулирования цен естественных монополий, то и тут ожидать успехов не приходится. «Мониторинг использования средств «Газпромом» — задача абстрактная, потому что «Газпром» — относительно закрытая компания, и я не уверена, что они захотят с МЭРТом обсуждать свои приоритеты», — говорит Орлова. «К тому же у «Газпрома» найдется 20 причин повысить цены, и государство не сможет от них абстрагироваться», — добавляет Надоршин.
В общем, очередная попытка побороть инфляцию опять может оказаться неудачной. «Цены будут расти в следующем году так же быстро, если еще не быстрее – двузначный показатель инфляции очевиден», — полагает Цепляева. «И ничего другого ожидать нельзя, если бюджетные расходы будут расти, как и сейчас, на 40% в год, — говорит Гавриленков. — Ведь экономика даже теоретически не может расти на эти 40%. Так что для начала следует обуздать наращивание расходов (чтоб их рост не превышал 15%)». При этом для системной борьбы с инфляцией нужны системные меры по расширению отечественного товарного предложения (некоторые нечеткие попытки формулирования таких мер все же в документе МЭРТа сделаны). Задача государства – убрать барьеры на пути такого решения, а само предложение обеспечит бизнес. Речь идет об инфраструктурных ограничениях, прежде всего – от платного сверхлимитного подключения промышленных объектов к газу и электроэнергии до отсутствия системы массового рискового кредитования малого и среднего бизнеса, неразберихи на рынке земли.
Комментарии
Конфереция