Польский концерн Orlen вступает в борьбу за розничные рынки нефтепродуктов Литвы и Латвии

Президенту одного из крупнейших нефтехимических концернов Европы PKN Orlen Петру Ковнацкому на недавней пресс-конференции в Вильнюсе задали провокационный вопрос, не собирается ли польская компания перепродать русским купленный в конце 2006 года литовский нефтяной комплекс Mazeiku nafta (MN). Президент PKN Orlen отказался от комментариев. Но по ходу рассказа о стратегических планах концерна в Литве не раз подчеркнул: польский бизнес пришел в Балтию всерьез и надолго. Во время визита высшего руководства PKN Orlen в Вильнюс главный акцент был сделан на амбициозных планах поляков в отношении розничного рынка нефтепродуктов Литвы и Латвии. Польская компания намерена за следующие пять лет, начав практически с нуля, завоевать 20% их суммарного объема. Речь идет о создании сети примерно из 230 бензоколонок. Основой сети станут 34 бензоколонки Ventus, принадлежащие Mazeiku nafta. Первый этап реализации программы предполагает их модернизацию, которая уже идет полным ходом. К приезду руководства концерна была приурочена презентация первой партии АЗС, обновленных до неузнаваемости. Все они оформлены в стиле польской сети – красно-белые, с новым фирменным знаком Orlen, оснащены магазинами, а также закусочными с горячими блюдами Stop kafe. Кстати, первыми такие закусочные начали открывать в Литве, а теперь их будут иметь розничные сети PKN Orlen в самой Польше, Германии и Чехии. Следующий этап предполагает покупку в 2008 году действующих АЗС у конкурентов. Затем, ознакомившись с ситуацией на рынке, польский концерн хочет построить еще около 75 новых АЗС в Литве и Латвии. Столько же бензоколонок будут эксплуатироваться на основе франчайзинга. Обнародованный план вписывается в стратегию развития PKN Orlen. Концерн планирует к 2012 году увеличить число своих АЗС с 2765 до 3420. Причем точками роста станут именно балтийские республики, так как в Польше, Германии и Чехии сеть бензоколонок уже достаточно развита. Обнародовав программу развития сети АЗС, PKN Orlen бросает вызов «ЛУКОЙЛу» в лице Lukoil Baltija, нынешнему лидеру как литовского, так и латвийского рынка. Как известно, «ЛУКОЙЛ» всегда активно претендовал на Mazeiku nafta, но каждый раз получал отказ, причем по откровенно политическим мотивам. В Литве он считается бизнес-структурой, сильно зависящей от власти, «орудием Кремля», а следовательно, его приход расценивается как «угроза национальной безопасности». Так было при «левых», когда в 1994 году он предложил свое акционерное участие в строительстве Бутингского морского нефтетерминала, так было и в конце 1990−х, когда продавалась MN, и год назад, когда был объявлен конкурс по MN, к которому «ЛУКОЙЛ» не допустили. На этот раз ему делается вызов на розничном рынке Балтии, где он сумел стать бесспорным лидером. Трудная задача Переговоры о перекупке АЗС в Литве и Латвии уже ведутся, но пока безуспешно. По мнению Альгирдаса Ляуданскиса, владельца небольшой сети Trevena, имеющей десять бензоколонок, полякам договориться о приобретении частных литовских сетей АЗС будет непросто. «Поляки предлагают слишком низкие цены, да и мелкие литовские фирмы плохо поддаются на уговоры, так как нефтяной бизнес всегда гарантирует кусок хлеба», – считает Ляуданскис. Сигитас Саулюнас, исполнительный директор ЗАО Alexela Oil, представляющей сеть Uno-X (продукция норвежско-американского предприятия Hydro Texaco), придерживается противоположной точки зрения. Он полагает, что наличие НПЗ сильно облегчит польскому концерну исполнение поставленной задачи. Используя политику скидок для крупных клиентов (вроде транспортных компаний), PKN Orlen сможет выйти на уже поделенный рынок и либо потеснить его участников, либо вынудить отдельных игроков продать свой бизнес. Кстати, третья балтийская республика, Эстония, полякам пока не по зубам. Здесь самый высокий показатель насыщенности рынка (более девяти бензоколонок на сто автомобилей, тогда как в самой Польше этот показатель в полтора раза ниже). Так что рынок этой страны оказывается сложным для вхождения гигантов – у того же «ЛУКОЙЛа» здесь наиболее слабые позиции.
Комментарии
Конфереция