Белоруссия для снижения издержек на покупку российской нефти допускает раздел прибыли от экспорта нефтепродуктов

Белорусские чиновники в целях снижения издержек на покупку российской нефти рассматривают целесообразность возврата к прежнему соглашению с РФ о разделе прибыли от экспорта нефтепродуктов. Соглашение, согласно которому Белоруссия должна была отчислять в российский бюджет 85% прибыли от экспортных пошлин на продукцию, изготовленную из российского сырья, потеряло силу в январе этого года, когда Россия ввела для соседа экспортную пошлину на нефтепродукты. Эксперты сомневаются в привлекательности для российской стороны возвращения к прошлым договоренностям. В настоящее время представители концерна «Белнефтехим» и белорусских НПЗ продолжают согласование с российскими нефтяниками условий поставок нефти в 2008 году. Повышение в следующем году российской пошлины на поставляемую в Белоруссию нефть повлечет за собой рост финансовых потерь для белорусских покупателей нефти. Как сообщил источник в органах госуправления страны, в качестве одного из вариантов их минимизации рассматривается предложение вернуться к прежнему соглашению с РФ о разделе экспортных пошлин на нефть. Сейчас, по словам источника, чиновники Белоруссии рассматривают целесообразность такого поворота событий. В пресс-службе совета министров Белоруссии отказались комментировать эту информацию. Пресс-секретарь «Белнеф­техима» Виктор Азаров сказал, что у него нет сведений о возможности возвращения к соглашению 1995 года. С 1 января 2007 года Россия поставляет в Белоруссию нефть с применением коэффициента в размере 0,293 от ставки таможенной пошлины на сырую нефть, вывозимую в дальнее зарубежье, которая устанавливается на два месяца на основании мониторинга цен на нефть на мировом рынке. В 2008 году эта ставка будет устанавливаться с применением коэффициента 0,335, в 2009 году — с коэффициентом 0,356. Белоруссия также взяла на себя обязательство по увеличению вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты до российского уровня. Ранее распределение прибыли от экспорта нефтепродуктов регулировалось межправительственным соглашением, в соответствии с которым Белоруссия должна была перечислять в российский бюджет 85% прибыли от экспортных пошлин на продукцию, изготовленную из российского сырья. При этом Россия поставляла в Белоруссию нефть без взимания пошлины. Но белорусская сторона не выполняла своих обязательств. Получая нефть по льготным ценам, Минск перепродавал нефтепродукты на Запад по рыночной стоимости. По оценкам экспертов, разница достигала 3—4 млрд долл., за счет чего Белоруссии удавалось сохранять высокие темпы роста экономики. После введения экспортных пошлин рентабельность переработки российской нефти в Белоруссии снизилась практически до нуля. «Желательно, чтобы рентабельность переработки была хотя бы 15—30%, как в России, — сказал белорусский эксперт, пожелавший остаться неназванным. — И возвращение к старым договоренностям здесь действительно может помочь. Тем более что упразднение экспортной пошлины было бы логичным шагом со стороны России, так как у нас единое таможенное пространство и никаких пошлин в принципе быть не может. Об этом уже говорили при согласовании условий договора, подписанного в январе этого года». Но, по мнению российских аналитиков, Москва вряд ли пойдет на возвращение к договору 1995 года. «Если Белоруссия планирует таким образом увеличить свою прибыль, Россия здесь явно потеряет, — сказал аналитик ИГ «Атон» Артем Кончин. — Я не вижу ничего подходящего, что Белоруссия могла бы предложить взамен на уступки России в вопросе поставок нефти».
Комментарии
Конфереция