ТНК-BP хочет поставлять в Китай более 2 млн тонн нефти в год

ТНК-ВР хочет поставлять нефть в Китай в 2008 году и намерена делать это напрямую, а не по своповым схемам, как раньше. Как сообщил вице-президент компании по продажам и логистике Джонатан Коллек, компания подала заявку в «Транснефть» на поставки в первом квартале будущего года 500 тыс. т нефти в направлении Китая. По словам менеджера, ТНК-BP помимо этих объемов хочет экспортировать высококачественную легкую нефть с Верх-Тарского месторождения в Новосибирской области с первого квартала 2008 года с терминала в Барабинске, мощность которого составляет 3 млн т. Объект находится на балансе Росрезерва, его планируется достроить в начале 2008 года. Объем поставок ТНК-BP с этого терминала составит 100 тыс. т в месяц. Причем нефть отсюда может пойти не только в Китай, но и в сторону Казахстана или черноморских портов. Итоговое направление будет зависеть от выгоды логистики поставок. Джонатан Коллек не исключил, что это будет сразу три заявленных направления. Однако ТНК-BP не скрывает своего повышенного интереса в первую очередь к китайскому рынку с учетом роста потребления топлива в Поднебесной на 14% в год. Самым выгодным с точки зрения затрат в этом направлении остается казахский трубопроводный маршрут Атасу — Алашанькоу мощностью 10 млн т нефти в год. В него нефть российских поставщиков попадает через трубу «Транснефти» Омск — Павлодар. Еще в прошлом году ТНК-BP подавала заявки в «Транснефть» на прокачку нефти по этой трубе, но, по словам Коллека, так и не получила графиков, из-за чего не смогла выполнить условия своего соглашения с китайской CNPC по поставкам нефти, заключенного в 2006 году. По железной дороге, как отмечает он, поставлять нефть менее выгодно, разница в тарифах по сравнению с трубой составляет «десятки долларов за тонну». Сегодня нефть в Китай по железной дороге поставляет лишь «Роснефть» в рамках контракта с CNPC до 2010 года, в этом году она поставила туда 11 млн т нефти. Ранее «Роснефть» тоже с интересом смотрела в сторону казахской трубы, которая сегодня заполнена лишь на 4 млн т и говорила, что не прочь отправлять по ней от 1,5 млн т нефти в год. «Мы хотели бы и дальше поставлять нефть в Китай, если это будет коммерчески выгодно», — сказал пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов. А президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорил в конце ноября, что в этом году его компания не поставляла нефть в Китай, поскольку были более выгодные маршруты, а в будущем году она рассмотрит такую возможность. В пресс-службе «Сургутнефтегаза» не комментируют планы компании по нефтяному экспорту. По соглашению с Казахстаном в 2008 году российские нефтяники смогут прокачать через Атасу — Алашанькоу в Китай 5 млн т нефти в год. ТНК-BP фактически претендует более чем на 2 млн т в год из этой квоты. «Если компания действительно подала заявку, то мы будем рассматривать ее и дадим ответ», — объяснили в пресс-службе «Транснефти». Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» полагает, что китайский маршрут экспорта окажется выгодным для ТНК-BP, если она сумеет добиться экономии на транспортировке топлива. А здесь все зависит от воли «Транснефти». «Тариф на перевозки нефти с Тайшета до китайской границы составляет сегодня до 70 долл. за тонну, в то время как поставки по трубе могут оказаться в 1,5—2 раза дешевле», — отмечает он.
Комментарии
Конфереция