Минэкономразвития надеется запустить биржевые торги нефтепродуктами в декабре

Минэкономразвития РФ по-прежнему надеется запустить биржевые торги нефтепродуктами в декабре, заявил замглавы МЭРТ РФ Кирилл Андросов, отвечающий за это направление в министерстве. "Я не снимаю с себя задачи запустить торги нефтепродуктами в декабре, но посмотрим, удастся или не удастся это сделать". Правительство РФ еще летом приняло решение о запуске в РФ биржевых торгов нефтепродуктами. Планировалось запустить их до конца года. Однако в ноябре представители МЭРТ стали говорить, что торги начнутся лишь в начале 2008 года. Андросов отнес задержку с созданием биржи нефтепродуктов к негативным экономическим итогам 2007 года. "Если говорить о негативе, то это, конечно, биржа нефтепродуктов. Нам надо было гораздо раньше ее запустить. Но то огромное сопротивление, с которым мы постоянно сталкиваемся, не позволило нам сделать это в первом полугодии, как планировалось", - говорит Андросов. «Биржа нефтепродуктов действительно на сегодня в большей степени нужна государству. На сегодняшний день государство как заказчик через министерство обороны, министерство сельского хозяйства, ЖКХ потребляет порядка 25 процентов моторного топлива в стране. И потому крайне важно иметь независимый индикатор цены для того, чтобы потом любого спросить, к примеру, почему он купил 10 тонн бензина по цене 30 рублей в то время как на бирже он стоил 25. Биржа нужна государству для экономии бюджетных средств. На первом этапе нам придется во многом административно заставлять ведомства делать закупки через биржу. И выделять деньги из казначейства только тогда, когда контракт проведен через биржевые торги. Придет спрос - точно придет предложение. Оно придет, поскольку 25 процентов российского потребления - это очень много. И когда придет множество среднеоптовых и мелкооптовых компаний для удовлетворения госзаказа, это наконец-то станет выгодно всем. Сейчас это для многих неочевидно. Поэтому мы по конкурсу отбирали биржевую площадку, заключали с ней соглашение. Мы хотим контролировать регламенты, правила расчетов на первом этапе, чтобы не произошло искусственного завышения цен на размещение госзаказа. В моем понимании - в течение года государство должно уйти из этой сферы, и динамика спроса-предложения будет сама себя компенсировать. Сегодня российская сырая экспортная нефть хорошо продается через отлаженные каналы сбыта. Желая создать биржу экспортной нефти, мы исходим из одной простой предпосылки - сегодня цена российской нефти может быть выше, чем действующий ценовой индикатор, благодаря своему качеству, ликвидности, физическим объемам присутствия на европейских рынках. Мы можем претендовать на большее. К сожалению, это никому не нужно, кроме государства. У нефтяных компаний каналы сбыта отлажены. И новые механизмы в биржевой торговле без экономических стимулов не нужны. Система налогообложения построена таким образом, что через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), через экспортную пошлину изымается большая часть прибыли. Поэтому мы уперлись сейчас в необходимость подготовки экономических стимулов, таких, например, как льгота по экспортной пошлине на тот объем нефти, который продан через механизм биржевой торговли. Для нас это важно, потому что мы все-таки получим справедливый индикатор. Я считаю, что дифференциал между ценой нефти марки Brent и российской марки Urals может быть существенно сжат в силу зависимости европейских рынков от объемов экспортируемой российской нефти. Но, подчеркиваю, эта задача только государственная и пока нефтяные компании нам не удалось заинтересовать. Но у государства мотивация сильнее, чем у них.
Комментарии
Конфереция