Рост оптовых цен на нефтепродукты вынуждает частных пермских трейдеров продавать свои АЗС

Продолжающийся рост оптовых цен на нефтепродукты на фоне «заморозки» розничных цен крупнейшими российскими нефтяными компаниями вынуждает частных пермских трейдеров расставаться с бизнесом. Вчера владелец сети АЗС ДАН Михаил Деменев сообщил, что всерьез рассматривает возможность закрытия своей сети заправок. Аналитики не скрывают, что такая ситуация на пользу крупным нефтяным компаниям, которым в результате и достанутся действующие сети АЗС. Вчера владелец сети АЗС ДАН Михаил Деменев сообщил, что рассматривает возможность закрытия своей сети заправок (в нее входит 20 АЗС в Перми). Бизнесмен намерен закрыть АЗС и реализовать земельные участки, на которых они расположены. По словам Деменева, этот бизнес становится все более убыточным — оптовые цены на топливо продолжают расти, а розничные цены диктует основной игрок на пермском рынке — ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (ПНП). Продавать бензин дороже, чем на АЗС ПНП — неразумно, считает бизнесмен. Размер убытков он не раскрывает. «В кои веки розничная торговля ГСМ стала убыточной, — сетует и Михаил Лебедев, замдиректора компании «Петрол» (пять АЗС в Перми). — Бывали, конечно, сложные сезоны, а тут как с лета затянулось. Плачут даже те, кто имеет свои нефтебазы». По его словам, оптовые цены на ГСМ в течение 2007 года выросли рекордно — если в феврале бензин марки АИ-92 «ЛУКОЙЛ» продавал мелким трейдерам по 16,8 тыс. рублей за тонну, то сейчас — по 22,6 тыс. рублей за тонну . По его данным, ПНП уже уведомил о том, что с завтрашнего дня оптовая цена нефтепродуктов увеличится еще в среднем на 600 рублей. И даже по этим ценам топливо в дефиците — мелкие трейдеры закупают его в соседних Башкирии и Тюменской области. Еще в сентябре правительство России и представители крупнейших НК договорились приостановить рост цен на бензин. Но оптовые цены продолжали расти, и в результате мелкие трейдеры оказались в плачевном положении. На прошлой неделе Росстат опубликовал очередные данные по росту розничных цен на автомобильный бензин. За неделю с 6 по 12 ноября цены выросли на 0,6%. Это самый высокий показатель с начала 2007 года. При этом средние оптовые цены на базовый 92-й бензин в ноябре выросли на 5,4%. По данным информцентра «Кортес», в конце октября тонна 92-го бензина в среднем по России стоила 19 508 рублей, в начале ноября — 20 730 рублей. К 19 ноября оптовая цена выросла до 21 870 рублей, почти достигнув розничной и фактически обнулив розничную маржу. Пермские нефтетрейдеры видят два варианта выхода из этой ситуации: либо повышать цены до уровня рентабельности, либо закрывать или консервировать АЗС. «Петрол», например, в течение осени 2007 года избавился от двух нерентабельных заправок. Новые владельцы не будут использовать их по профилю: «Например, один из покупателей намерен разместить там склады». Артем Куцалов, гендиректор НК «Арсенал» (15 АЗС и 8 АГЗС в Перми) говорит о том, что решение закрыть АЗС — в данной ситуации логичное. «Сейчас мы просто работаем ради работы», — говорит он. «Арсенал» вряд ли будет закрывать свои АЗС, поскольку имеет долгосрочные договоры с корпоративными клиентами. По словам Куцалова, «Арсенал» впервые задумался о том, чтобы установить розничные цены выше, чем ПНП. Такие намерения есть и у «Петрола». Аналитик «Антанта Пиоглобал» Тимур Хайруллин напоминает, что резкий рост оптовых цен спровоцирован ростом цен на нефть и НДПИ. В то же время рост розничных цен фактически заморозили вертикально интегрированные компании. «Соответственно, розничные цены отставали, это снижало маржу реализации нефтепродуктов независимых АЗС. Но у вертикально интегрированных компаний доходы от реализации ГСМ не являются основными и компенсируются другими видами деятельности», — говорит господин Хайруллин. По его словам, вертикальным холдингам на руку бедственное положение небольших трейдеров, ведь они заинтересованы в расширении сети АЗС. Аналитик уверен, что рынок ожидают сделки по поглощению частных сетей. ТНК-ВР уже заявила о намерении поглотить московскую сеть «Магистраль». Вчера в ПНП не смогли прокомментировать ситуацию. Источник в ПНП рассказал, что компания все же планирует повышение розничных цен на 1–2%, но уже после выборов в Госдуму РФ. Михаил Лебедев считает, что компании это не спасет: «1% — это грубо 20 копеек. Чтобы выживать, нам нужно повысить цены минимум на 10%» .
Комментарии
Конфереция