Острый дефицит топлива вытеснит с рынка независимых трейдеров: передел рынка неизбежен

Увеличение оптовых цен на бензин вызвало неконтролируемые процессы на рынке. Результатом может стать передел сектора розничной торговли нефтепродуктами, и тогда в выигрыше останутся вертикально­интегрированные нефтяные компании На прошлой неделе на рынке нефтепродуктов произошло два знаковых события. В понедельник Министерство промышленности и энергетики провело закрытое совещание с представителями вертикально­интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а в среду, 21 ноября, цены на нефть на торгах в электронной системе НьюЙоркской товарной биржи (WTI) достигли исторического максимума – 99,29 доллара за баррель. Эти события минимум полгода будут определять расстановку сил на российском рынке нефтепродуктов – оптовые цены продолжат расти пропорционально уровню мировых цен на нефть, а рост розничных будет удерживаться совместными усилиями властей и ВИНК.
Происходящее вряд ли вызовет острый дефицит топлива в регионах Поволжья, но заставит нефтяные компании ускорить реализацию проектов модернизации своих НПЗ. Одновременно с этим рынок розничной торговли нефтепродуктами покинут мелкие трейдеры, не выдержавшие конкуренции с ВИНК.
В этом году оптовые цены на нефтепродукты в России начали расти с весны. Однако наиболее ощутимо топливо дорожало в последний месяц. С 19 октября по 16 ноября, по данным информационного центра «Кортес» (Москва), оптовые партии автомобильного бензина каждую неделю прибавляли в цене 1,5—2%. Вслед за ними потянулась и розница: по данным Росстата, с 6 по 12 ноября цены здесь выросли по России на 0,6% (самый высокий показатель роста с начала года).
Наибольшее беспокойство происходящее вызвало у независимых региональных трейдеров, поскольку многие из них, по словам вицепрезидента Московской топливной ассоциации Алексея Небольсина, при таких ценах вынуждены торговать себе в убыток. Профессиональные сообщества трейдеров под эгидой Российского топливного союза попытались добиться от федеральных органов исполнительной власти шагов по заморозке оптовых цен, однако представители государства решили подойти к этой проблеме с другой стороны. Как уже было сказано, Министерство промышленности и энергетики провело закрытое совещание с представителями нефтяных компаний, в том числе «Роснефти», «Лукойла», «ТНКВР» и «Татнефти» (сети АЗС которых, кстати, наиболее широко представлены в Поволжье). Официально Минпромэнерго никак не прокомментировало итоги встречи, ограничившись замечанием о том, что «у нас всегда есть о чем поговорить с нефтяниками». Столь же скупо комментируют событие и другие его участники. Однако источник журнала «Эксперт Волга», близкий к руководству одной из нефтяных компаний, пояснил, что, помимо прочего, речь шла и о введении некоего моратория со стороны ВИНК на рост розничных цен на бензин. При этом никаких документов подписано не было — стороны и без этого прекрасно поняли друг друга и продемонстрировали недюжинную политическую корректность.
Сам факт проведения такого совещания, по мнению аналитика московской инвестиционной компании «Финам» Константина Рейли, означает, что накануне парламентских и президентских выборов правительство РФ постарается не допустить значительного роста цен на бензин, поскольку это подстегнет инфляционные процессы. А это, в свою очередь, грозит дестабилизировать социально­экономическую обстановку в стране. Судя по всему, уговор между правительством и нефтяниками должен обеспечить эту стабильность на уровне федерации, а с региональными игроками определятся местные власти. Московское правительство, например, 8 ноября уже добилось от независимых трейдеров обещания не поднимать розничные цены на автозаправочных станциях Москвы и Московской области.
«Предпосылок для роста цен нет, и мы не видим необходимости в принятии каких­либо жестких мер и ограничений цен на топливо со стороны государства, — заявил журналу ‘‘Эксперт Волга’’ Даниил Смирнов, заместитель генерального директора ‘‘ЛУКОЙЛВолганефтепродукта’’ (дочерняя компания НК ‘‘Лукойл’’, Нижегородская область). — У нас есть необходимые запасы нефтепродуктов и механизм, который позволяет перераспределять нагрузку и делать так, чтобы на наших заправках цены не поднимались».
Нешуточные волнения на рынке бензина вызваны рекордным ростом цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках, считает аналитик Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» (Москва) Елена Небусова. Экспорт приносит нефтяным компаниям очень высокую прибыль. Кроме того, дисбаланс между экспортом и поставками на внутренний рынок, по мнению эксперта, усилился ожиданиями повышения экспортной пошлины. В итоге у производителей появились стимулы временно ограничить поставки на внутренний рынок и продать побольше продукции за рубеж до 1 декабря, отметила Небусова. Напомним: с 1 декабря этого года экспортная пошлина на нефть в России поднимется с 250 до 275 долларов за тонну сырой нефти. Всего же за последние шесть месяцев пошлина увеличилась на 37,5 процента.
Свою лепту в процесс образования дефицита топлива внесла остановка на ремонт и профилактику части отечественных нефтеперерабатывающих заводов. В сентябре­октябре на плановый ремонт встали девять из 28 российских НПЗ, в том числе один поволжский – из Саратова. По заявлению «ТНК-ВР», которой принадлежит это предприятие, до начала профилактики компания постаралась сделать максимально возможный запас нефтепродуктов, однако, по данным Российского топливного союза, в начале ноября на половине принадлежащих ей в Саратовской области АЗС все же наблюдались перебои с поставками высокооктановых бензинов. Временным дефицитом мощностей нефтеперерабатывающих предприятий объясняет повышение цен на топливо и председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Валерий Язев.
Еще один фактор, который повлиял на удорожание бензина, – рост себестоимости его выпуска. «Нефтеперерабатывающий завод – это очень энергоемкое производство, и на стоимость его продукции серьезное влияние оказывает повышение цен на энергоносители и тарифов на транспортировку», – поясняет Даниил Смирнов.
Нельзя не принять во внимание и повышенный спрос на высокооктановые бензины, обострившийся с интенсивной автомобилизаций страны. В прошлом году автомобильный парк страны увеличился на два млн единиц. За 10 месяцев этого года только иномарок было куплено в России более миллиона.
Кроме того, сыграло свою роль сезонное увеличение потребности в бензине. «Все нефтепродукты, помимо тех, которые мы продаем нашим дочерним предприятиям, выставляются на тендер. А цена на них формируется, исходя из рыночной конъюнктуры. Сейчас ноябрь, а в это время ежегодно наблюдается пик цен на нефтепродукты», – разъяснил нам ценовую политику НК «Роснефть» пресс­секретарь компании Николай Манвелов.
Основные нефтеперерабатывающие производства были запущены в России на рубеже 60х годов прошлого века. Они были предназначены для обеспечения бензином неприхотливых к его качеству отечественных автомобилей и поставок мазута для ТЭЦ. С тех пор теплоэлектростанции перешли с мазута на газ, а страну наводнило огромное количество автомобилей, двигатели которых рассчитаны на применение топлива не ниже стандарта «Евро­3». Однако новых крупных НПЗ так и не появилось – в условиях существующего законодательства нефтяным компаниям было невыгодно вкладывать деньги в их строительство. Сейчас ситуация меняется: вертикально­интегрированные НК, которым в нашей стране принадлежит большинство НПЗ, начинают переходить на выпуск высокооктановых бензинов и других нефтепродуктов, соответствующих более жестким европейским нормам.
Так, «Лукойл» в 2008 году начнет строительство на базе своей дочерней компании «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (Кстовский НПЗ) установки висбрекинга по производству топлива стандарта «Евро­4» и «Евро­5». Инвестиции запланированы в размере 2,25 млрд рублей. По некоторым оценкам, эта установка может приносить компании прибыль до 10 млрд рублей ежегодно. К 2010 году «Лукойл» собирается на четверть увеличить мощности Кстовского НПЗ.
По словам Николая Манвелова, пресс­секретаря «Роснефти», техническая возможность производить топливо стандартов «Евро­3» и «Евро­4» есть на самарской группе НПЗ этой компании (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский нефтеперерабатывающие заводы вошли в состав «Роснефти» в мае 2007 года). Конкретная сумма инвестиций в их модернизацию, сообщил собеседник, будет известна в декабре, после того как совет директоров «Роснефти» утвердит программу развития на ближайшие несколько лет. «Мы намерены ориентироваться на увеличение выпуска высокооктановых бензинов и повышение уровня очистки топлива», — заявил Манвелов. Уже сейчас известно, что «Транснефтепродукт» в следующем году будет перекачивать с самарской группы заводов не Аи­80, а бензин более высокой марки — Аи­92. Очевидно, так «Роснефть» отреагировала на падение спроса в России на Аи­80. «Восьмидесятым» бензином сейчас пользуются в основном сельхозпроизводители, но и они постепенно переходят на сравнительно дешевое дизельное топливо.
На более интенсивный выпуск светлых нефтепродуктов ориентирует свой Саратовский НПЗ и «ТНК-ВР». За первое полугодие текущего года здесь перевыполнили план по выпуску высокооктанового бензина Аи­95 на 17%, «народного» Аи­92 – на 40%.
Таким образом, практически все вертикально­интегрированные нефтяные компании, действующие в Поволжье, начали воплощать планы по увеличению глубины переработки нефти на своих НПЗ. Наиболее амбициозные замыслы у «Татнефти» — строящийся под ее началом комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске (Татарстан) должен обеспечить глубину переработки нефти 95%. Стоимость этого проекта – около 130 млрд рублей. Срок запуска – 20092010 год.
Чтобы в период модернизации производств НПЗ не возникал дефицит бензина, Федеральная антимонопольная служба намерена ввести для нефтеперерабатывающих заводов обязательную отчетность о плановых остановках, за точность которой они будут нести ответственность. Предполагается, что чиновники смогут корректировать планы НПЗ, если возникает ситуация, когда сразу несколько предприятий одновременно останавливают свою деятельность. Мысль здравая, однако в ближайшее время у ФАС может появиться куда большее поле деятельности на региональных рынках розничной торговли нефтепродуктами.
Независимые трейдеры вскоре могут попасть под пресс больших нефтяных компаний
Дефицит бензина привел к тому, что нефтяные компании начали им загружать в первую очередь свои АЗС. Это вызвало резко негативную реакцию независимых трейдеров. В результате Федеральная антимонопольная служба сообщила, что выставила «ТНК-ВР», «Лукойлу», «Газпромнефти» и «Роснефти» требование не делить АЗС на «своих» и «чужих» и поставлять им топливо пропорционально. Нарушителей этого предписания ФАС грозится штрафовать на сумму до 500 тыс. рублей и принудительно расторгать сделки по приобретению ими автозаправочных комплексов.
Однако логика событий позволяет утверждать, что часть мелких игроков это не спасет – не афишируемая договоренность ВИНК и Минпромэнерго о моратории на увеличение розничных цен на бензин сделает их работу убыточной. АЗС нефтяных компаний способны работать хоть с нулевой прибылью – основной доход корпорации получают за счет оптовых продаж нефти и нефтепродуктов. Иное дело – независимые сети АЗС. Конечно, часть из них, имея запас топлива, может переждать смутные времена. Но не все. «Независимые АЗС будут вынуждены либо торговать в ущерб качеству, либо продать бизнес», – прогнозирует Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза.
Но федеральные чиновники думают по-другому. «Для независимых продавцов очень удобна ситуация с розничной маржей 150 долларов за тонну, но больше так не будет. Мы будем приближаться к европейской ситуации, когда доходность на этом рынке минимальна», — заявил Анатолий Дементьев, заместитель министра Минпромэнерго. «Никто не собирается выдавливать с этого рынка мелкий бизнес, – ознакомил с позицией ‘‘Лукойла’’ Даниил Смирнов. — За девять месяцев этого года предприятия нефтепродуктообеспечения нашей компании реализовали 7,5 миллиона тонн моторного топлива. Из них на АЗС «Лукойла»– только три миллиона».
Однако передел рынка розничной торговли нефтепродуктами неизбежен. В первую очередь, в сторону дочерних сбытовых компаний ВИНК. Из всех НК этот процесс в Поволжье, похоже, менее всего будет интересовать «Роснефть» — после покупки сбытовой сети ЮКОСа в Самарской области у компании пока не дошли руки даже до ребрэндинга уже существующих АЗС — самарских водителей по-прежнему встречают фирменные желто-зеленые цвета опальной нефтяной компании. У «Татнефти» другая сложность: фактически не имея собственных поволжских нефтеперерабатывающих мощностей, в критических случаях, как нынешней осенью, она будет испытывать большие трудности с обеспечением топливом своих заправочных комплексов за пределами Республики Татарстан. Наиболее реальны шансы увеличить свою сеть АЗС у «Лукойла». По неоднократным заявлениям руководства этой нефтяной компании, она могла бы строить, например, в Нижегородской области не 34 АЗС в год, а значительно больше, но сознательно сдерживает темпы, чтобы соблюсти антимонопольное законодательство. Сейчас из 400 АЗС в этом регионе ей принадлежит 95. Однако ничто не мешает сбытовым подразделениям «Лукойла» начать более интенсивно развиваться, например, в соседней Самарской области.
Фактически, складывающаяся ситуация дает возможность компаниям усилить производственный цикл – от добычи нефти до реализации нефтепродуктов конечным потребителям. Это обещает нефтяникам дополнительную прибыль и страхует их от падения экспортных цен.
Наметившаяся тенденция к росту розничных цен на топливо, скорее всего, будет нейтрализована сезонным снижением потребления и превентивными мерами регулирующих органов
Причиной возникновения неприятной тенденции стало повышение оптовых цен в связи с дефицитом нефтепродуктов и снижением производства, вызванным ростом импорта сырой нефти и профилактическими ремонтами на ряде НПЗ. Розничные цены из-за конкуренции более инерционны, чем оптовые, они, как правило, меняются осенью и весной и только в большую сторону.
В этом году весеннего роста цен практически не было и цены на топливо отстали от уровня инфляции. В этих условиях независимая топливная розница, управляющая половиной российских АЗС, ответила «ползучим» ростом цен, в который встроились и АЗС, управляемые нефтяными компаниями.
Однако на формирующуюся тенденцию быстро отреагировали власти – глава Минпромэнерго Виктор Христенко провел внеплановое совещание с представителями крупнейших нефтяных компаний, главной темой которого была стабилизация топливных цен зимой 2007?2008 годов, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выставила требования о недопустимости дискриминационных поставок нефтепродуктов на независимые АЗС.
Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин сообщил, что «у петербургских АЗС нефтяных компаний не было и нет проблем, связанных с ростом оптовых цен, а крупные сети независимых компаний работают с нефтяниками по долгосрочным договорам». «Поэтому скачка цен на топливо в декабре 2007 года и январе 2008-го в Петербурге не будет», – заявляет Ашихмин.
Государственный рынок
В обывательском сознании прочно засела мысль, что в повышении цен на бензин виновата жадность нефтяников. Действительно, нефтяные компании (НК) живут лучше других. Однако при нынешней модели отношений между государством и нефтяной отраслью основную прибыль получают не НК, а государство.
Если брать переработку и сбыт, то в цене бензина совокупные налоги составляют 55—60%. Дополнительная система изъятия денег у нефтяников заложена в экспортной пошлине – у тех НК, которые занимаются экспортом нефти и нефтепродуктов, изымается до 90% сверхприбыли. С ростом цены на «черное золото» увязан и налог на добычу полезных ископаемых, который платится со всей нефти, поставляемой за рубеж и перерабатываемой на внутреннем рынке. Государству это выгодно – на собранные деньги оно увеличивает пенсии, зарплаты бюджетникам, реализует национальные проекты. Но образовавшаяся при этом на потребительском рынке денежная масса вновь стимулирует спрос на нефтепродукты и теперь уже изнутри толкает цены вверх, раскручивая инфляционный маховик.
Большинство участников этого дела прекрасно осознают, что сегодня на процесс ценообразования они влиять никак не могут. Просто потому, что механизм его запуска находится за пределами России, в частности, на товарной бирже в Нью-Йорке. Там цена поднимается – все стараются запихать побольше сырой нефти в экспортную трубу. Опускается – начинают оглядываться на рынок внутри страны. По большому счету, такое положение устраивает и вертикально­интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые добывают большую часть нефти в стране, и чиновников. Роль вторых тут сводится к одному – следить за тем, чтобы первые сильно не увиливали от пошлин, и разруливать периодически возникающие у нефтяной трубы трения между компаниями. Благо трубопроводы тоже все государственные. А если бы при этом внутри страны никто не просил бензина, то все было бы вообще идеально.
Назвать этот механизм рыночным можно только с большой натяжкой. Фактически это продолжение плановой экономики советского периода. Только роль трестов и главков сейчас выполняют вертикально­интегрированные нефтяные компании, каждая из которых представляет собой комплекс из трех элементов: добыча, переработка, сбыт. И вопрос конкуренции между ними, по сути, сводится к снижению внутрикорпоративных издержек. Да и с федеральной властью после памятного случая с главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским у ВИНК установились едва ли не идиллические отношения.
Процесс «огосударствления» рынка продолжается: последние независимые игроки — башкирская группа нефтеперерабатывающих заводов — уже переходят в собственность аффилированной с федеральной властью нефтяной компании. Об этом говорят как о факте почти решенном. Эта группа НПЗ, не входившая ни в одну ВИНК, фактически была своеобразным индикатором оптовых цен на закупку нефти и, естественно, оптовых цен на выпускаемые нефтепродукты, на которые ориентировался весь рынок. Когда эти предприятия окажутся под управлением государства, оптовые цены будут определяться, фактически, федеральными чиновниками, которые, как известно, управлять любят, но не всегда умеют.
В обещанное рынку возвращение рыночных механизмов верится с трудом. Так, месяца три назад президент Владимир Путин обмолвился, что по такому принципу — на основе специализированных бирж — надо создавать в России рыночный центр ценообразования по нефти и газу. Эти биржи, кто помнит, существовали в «нефтянке» в начале 90х годов прошлого века. Однако с образованием ВИНК, которые разделили нефтедобычу и установили контроль над НПЗ, товарно­сырьевые торговые площадки быстро зачахли, поскольку оказались ненужным элементом в процессе получения прибыли вертикально­интегрированными компаниями. Не исключено, что такая же судьба ждет и Санкт-Петербургскую биржу, о создании которой говорят в последнее время.
Комментарии
Конфереция