Некоммерческая организация «Московский межрегиональный нефтяной союз» была создана в 1996 г. при поддержке администрации Московской области и в настоящее время объединяет более 100 организаций и компаний, работающих в системе нефтепродуктообеспечения и газового снабжения Подмосковья. ММНС находит решения, способные вывести на новый уровень работу отраслевого малого и среднего бизнеса. О перспективах развития, новых проектах Союза рассказывает председатель совета директоров ММНС Юрий Зуев.
Какие предприятия и организации входят сегодня в состав союза?
Прежде всего это компании, реализующие топливо, а также производители автозаправочного оборудования, строительные и проектные организации, банки, учебные и научно-исследовательские институты, страховые и общественные организации, охранные структуры. В состав союза вошли дочерние предприятия крупнейших нефтяных компаний, таких как ЛУКОЙЛ, ТНК, Татнефть. Кроме того, членами ММНС являются представители известных зарубежных компаний, например, Petrol Complex Equipment Company (ВР).Каковы приоритетные цели и задачи деятельности союза?
Наш союз создан прежде всего для защиты интересов его членов, их технической и экономической интеграции, а также для налаживания взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с вертикально-интегрированными компаниями (ВИНКами) и органами государственной власти в создании цивилизованного рынка нефтепродуктов Подмосковья. Кроме того, сегодня союз участвует в решении задач материально-технического снабжения, строительства и реконструкции объектов ТЗК, помогает в вопросах страхования, маркетинговой и кадровой политики. Для повышения оперативности информационного обслуживания членов союза проведена реконструкция и модернизация сайта в Интернете (www.mmns-nо.ru). При ММНС создана рабочая группа по юридическим и финансовым вопросам. Действуют двусторонние договоры и соглашения о сотрудничестве с правительством Московской области, РТС, МТА, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 25-й ГосНИИ МО РФ, НИИ Проект и другими организациями. В настоящее время в Подмосковье организованы и работают региональные представительства ММНС.Можно ли сказать, что рынок нефтепродуктов Подмосковья имеет какие-то свои, региональные особенности?
Топливозаправочный комплекс Московского региона является одним из крупнейших в Российской Федерации, как по объемам реализации нефтепродуктов, так и по количеству его участников - около 360 компаний, в том числе 40 крупных и 320 представителей среднего и малого бизнеса. В области представлены практически все крупные вертикально интегрированные компании России, но при этом здесь нет доминирующей структуры, все крупные фирмы работают в равных условиях. Таким образом, на рынке нефтепродуктообеспечения создана конкурентная среда, позволяющая поддерживать цены на топливо на должном уровне. Хотелось бы особо остановиться на проблемах малого и среднего бизнеса, который представляют компании-операторы, имеющие от одного до 10 объектов ТЗК. Большинство из этих фирм ранее участвовали в джоберских и франчайзинговых программах интегрированных компаний, которые в настоящее время свернуты. В результате небольшие предприятия лишились узнаваемых логотипов, из союзников превратившись в конкурентов крупных вертикально интегрированных компаний. И если усиливающаяся конкуренция между ВИНКами имеет некоторое положительное значение для нашего региона и для рынка в целом, то конкуренция крупных компаний с независимыми предприятиями имеет и негативные последствия. В одиночку самостоятельные операторы не в состоянии выдержать эту конкуренцию. Теперь им приходится доказывать, что ты умеешь хорошо и качественно работать, завоевывать доверие потребителя не под чужим брендом, а утверждая свое имя заново, отвоевывать место под солнцем. Для такой работы необходимо иметь информационную поддержку, хорошую команду маркетологов и финансовые возможности, а главное - ресурсы нефтепродуктов. Поэтому неудивительно, что средние и малые предприятия, стремясь выжить в этот нелегкий период, сокращают расходы, ориентированные на обеспечение промышленной, экологической и пожарной безопасности объектов, контроль качественных показателей топлив, профессиональную подготовку кадров, улучшение условий труда, развити объектов. И это притом, что по результатам мониторинга, проведенного совместно с ТЭК МО, 30 % АЗС сегодня необходима реконструкция. Эти предприятия не в состоянии уделять должного внимания развитию сопутствующих услуг придорожного сервиса.Логично предположить, что выходом из создавшейся ситуации могло бы стать объединение малых и средних предприятий.
Совершенно верно. И инициатором такого объединения стал наш союз при поддержке ТЭК МО. Совет директоров ММНС на расширенном съезде, прошедшем в мае этого года, предложил независимым операторам ТЗК Московской области создать систему «ММНС-сеть» с использованием единого товарного знака. Было принято решение о создании коммерческой организации ООО «ММНС-Сеть» для деловой поддержки малых и средних предприятий, не имеющих аффилированых связей с ВИНКами. Объединение предусматривает всестороннюю деятельность саморегулируемой организации на принципах частно-государственного партнерства. Оно призвано способствовать тому, чтобы малый и средний бизнес, не теряя самостоятельности, могли полноценно развиваться при поддержке исполнительной и законодательной власти. Мы планируем ввести единую торговую марку White point («Белая точка») для всей сети. В то же время известно, что работа под узнаваемым брендом приносит до 30 % увеличения оборота. Главное в этой идее - завоевать и сохранить доверие покупателей.Но, вероятно, придется учитывать, что на первых порах в системе «ММНС-сеть» будут работать фирмы, руководство которых проповедует разные подходы к ведению бизнеса? «Бодяжный» бензин на автозаправочных станциях, к сожалению, не редкость…
Союз обязательно будет развивать систему внутреннего контроля качества нефтепродуктов. Реализация программы мероприятий сертификации услуг и контроля качества топлива, предусматривает фактическое создание научно-методических центров на базе научных и образовательных учреждений таких как: ВНИИ НП, 25-й ГосНИИ МО РФ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Эти учреждения имеют в своем составе сертифицированные лаборатории контроля качества топлива. Следует еще сказать, что все участники нового проекта смогут получать дополнительную прибыль благодаря введению единой «талонной» (карточной) системы. Снижение затрат организаций-участников планируется и за счет создания единых служб: логистической, маркетинговой, рекламной, юридической и других. Планируется разработка и внедрение централизованного регионального снабжения на базе имеющихся нефтебаз-членов «ММНС». Понятно, что на все это нужны средства. Затратной составляющей являются не только организационные мероприятия, но и проведение реконструкции заправочных комплексов, приведение их в соответствие разработанным критериям. И здесь мы можем предложить корпоративную, льготную систему кредитования за счет увеличения кредитной массы, на нужды развития партнеров «ММНС-Сеть».Речь шла о том, что может дать малому и среднему бизнесу участие в этом проекте в ближайшее время. А что можно сказать о дальнейших перспективах развития сети?
Прежде всего мы будем стремиться к расширению сферы услуг АЗС, в особенности находящихся в отдельных населенных пунктах. Они могут стать настоящими сетевыми центрами по оказанию услуг населению. Для этого планируется ведение представительских переговоров от лица «сети» и реализация совместных проектов с известными компаниями, как в нефтепродуктообеспечении, так и в других сферах, например, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.На состоявшейся недавно выставке «Подмосковье - 2007» ММНС представил проект совместного использования системы топливозаправочных комплексов компаний «ПАРК-Ойл» и «Лукойл-центрнефтепродукт», находящихся на Московском кольцевом нефтепродуктопроводе. Какие цели он преследует?
Реализация данного проекта даст возможность сократить протяженность маршрутов транспортировки топлива автотранспортом. В этом случае «ММНС-Сеть» займет свою нишу и разграничит зоны влияния с ВИНКами. И в областной «глубинке» сумеют оценить высокое качество продукции и услуг, символом которого должна стать «Белая точка». Создание системы «ММНС-сеть» в целом позволит перекрыть каналы реализации на рынке некондиционных топлив, повысить рентабельность объектов ТЗК путем включения их в региональные программы обеспечения топливом крупных предприятий и интеграции в существующие системы безналичных расчетов, а также за счет развития придорожного сервиса. Появится возможность поддерживать состояние объектов в соответствии с требованиями промышленной, пожарной и экологической безопасности, обеспечить финансирование перспективных проектов, осуществлять правовую защиту малых и средних предприятий. Объединение компаний-владельцев АЗС в единую организацию, оказывающую широкий спектр услуг под единой торговой маркой, торгующей качественным топливом, способную завоевать своего покупателя, позволит предприятиям малого и среднего бизнеса на равных конкурировать с крупными компаниями, а также успешно взаимодействовать с ними. газета «Промышленник России»
Комментарии