ФАС предлагает ввести для НПЗ обязательную отчетность о ремонте для пресечения спекуляций на рынке нефтепродуктов

В начале ноября зарегистрирован рекордный прирост потребительских цен на бензин. Для пресечения спекуляций на этом рынке Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести для НПЗ обязательную отчетность о плановых остановках, за точность которой заводы будут нести ответственность. Но участники рынка опасаются, что публичность этой информации может, наоборот, сыграть на руку спекулянтам, сообщает «Коммерсант».
Вчера Росстат сообщил, что потребительские цены на автобензин за неделю с 30 октября по 6 ноября в среднем по России показали максимальный с начала года прирост - 0,4%. За неделю до этого цены выросли на 0,2%. Оптовые цены также растут - в первую неделю ноября, по данным Русского топливного агентства, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 5,5%, А-76 - на 1,4%, дизтопливо - на 4,4%.
В начале ноября ФАС уже сообщила о начале проверки причин повышения цен и снижения объемов переработки нефти в сентябре. Эксперты и участники рынка связывают это с увеличением объемов экспорта нефтепродуктов накануне повышения с 1 октября экспортных пошлин и плановой остановки сразу нескольких НПЗ на профилактику. Тогда ФАС запросила у НПЗ информацию о причинах снижения выпуска нефтепродуктов и сроках планового и срочного ремонта и пообещала проверить трейдеров с целью выявления потенциальных спекулянтов.
Теперь ФАС решила пойти дальше. Служба разрабатывает предложения о внесении изменений в порядок раскрытия НПЗ информации о плановых ремонтах. Об этом в кулуарах VI Всероссийской конференции "Рынок нефтепродуктов и нефтехимии в РФ" рассказал Александр Пироженко, начальник управления контроля ТЭК ФАС.
"Сейчас заводы уведомляют о плановых остановках Минпромэнерго, но делать это не обязаны,- пояснил чиновник.- А нам кажется, что должна быть предусмотрена ответственность за раскрытие информации. Мы хотим, чтобы компании не только четко указывали сроки ремонта, но и сообщали, в каком объеме планируется сокращение производства нефтепродуктов, а также указывали запасы на заводах и в нефтехранилищах". По словам Пироженко, предложения ФАС уже сформулированы и сейчас дорабатываются.
Александр Пироженко сказал, что ФАС уже обратилась к нефтяным компаниям в связи с сентябрьским ростом цен на нефтепродукты, особенно существенным в Центральном регионе России. Он отметил, что скачок произошел на фоне ожидания роста экспортной пошлины, сокращения производства топлива из-за плановых ремонтов на ряде НПЗ, но не исключил и варианта с «недобросовестным поведением нефтетрейдеров», сообщает РБК-Daily.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа объяснили, что у компании налажена двухуровневая система сбыта топлива: его НПЗ имеют право самостоятельно продавать свою продукцию, а сбытовые предприятия поставляют бензин как на собственные заправки компании, так и продают оптом те объемы топлива, которые остаются в наличии. В ЛУКОЙЛе и в ТНК-BP пообещали предоставить ФАС все необходимые сведения по структуре сбыта.
Менеджер одной из крупных нефтяных компаний говорит, что время от времени в ряде регионов, особенно там, где у нее существенная доля на рынке, приходится сталкиваться с претензиями независимых трейдеров. Однако первоочередное право на покупку топлива все равно остается за собственными заправками компании, что позволяет влиять как на цену топлива, так и на его оборот.
«Ни региональные власти, ни ФАС не имеют реальной возможности воздействовать на политику цен на нефтепродукты. Государством цены не устанавливаются, а лишь отслеживается рыночный механизм их формирования», - отмечает руководитель УФАС по Томской области Владимир Шевченко, где цены на бензин в октябре-ноябре выросли на 5%.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что крупным нефтяным компаниям не нужен свободный рынок нефтепродуктов, поскольку многие из них создали региональные монополии, которые определяют ценовую политику на нем. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», - поясняет эксперт. Таким образом, топлива не хватает даже для поставок на собственные заправки вертикально интегрированных компаний, ведь НПЗ выпускают в свободную продажу лишь имеющиеся у них излишки продукции. В результате, по мнению эксперта, независимые участники рынка нефтепродуктов вынуждены либо продавать свой бизнес крупным компаниям, либо торговать некачественной продукцией, либо закрывать дело.
Директор по развитию и маркетингу информационного центра "Кортес" Павел Строков отмечает, что заводы и так подают информацию, касающуюся планов ремонта, в Минпромэнерго. "Никто не мешает ФАС запрашивать эти данные. Также у Минпромэнерго есть информация с заводов по объемам производства и переходящим остаткам",- говорит эксперт. Но Пироженко возражает, что данные о запасах, которые поступают в ЦДУ ТЭКа и Минпромэнерго, "зачастую неточны".
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров отмечает, что инициатива ФАС интересна, причем важно не столько время остановки, сколько понимание, какого сокращения производства имеет смысл в связи с остановкой ждать. "Более того, сама по себе эта информация имеет мало ценности - нужен регулирующий орган, который, рассмотрев заявки на ремонт, будет координировать их и разбрасывать по кварталам, чтобы пять НПЗ не стояли одновременно",- считает аналитик.
"Инициатива могла бы заключаться в анализе и координации графика ремонтов,- соглашается гендиректор Московского НПЗ Сергей Нетесанов.- В этом году не случилось ничего экстраординарного в плане остановок: заводы всегда ремонтируются в одно время - в апреле-мае и в сентябре-октябре. Однако в последнее время все больше НПЗ переходят на двух-трехгодичный режим ремонта. МНПЗ с 2006 года также удлинил цикл и встает на ремонт один раз в год - в один год весной, в другой - осенью. В этой связи имеет смысл изучить график ремонтов и дальше подумать, стоит ли его регулировать". В ФАС говорят, что создание регулирующего органа "логично", но решение должно принимать правительство.
Сергей Нетесанов пояснил, что МНПЗ уведомляет об остановке на ремонт только поставщиков нефти, а также размещает информацию об этом на своем сайте. "Министерство сейчас вообще не смотрит графики",- говорит он. Нетесанов замечает, что просто раскрытие информации о точных сроках ремонта может повлечь за собой результат, полностью противоположный намерениям ФАС. По мнению главы МНПЗ, если этими данными будут располагать коммерсанты, они могут искусственно создать дефицит нефтепродуктов.
Эксперты отмечают, что дефицит топлива на внутреннем рынке стимулирует рост цен на бензин на ГСМ в розницу, что в свою очередь грозит подорожанием и других товаров потребительской корзины. В связи с этим ряд региональных и федеральных чиновников, в числе которых губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев направили письма в адрес премьер-министра РФ Виктора Зубкова с просьбой принять меры на уровне государства для регулирования цен на топливо.
Комментарии
Конфереция