ЛУКОЙЛ за год увеличил свою долю на розничном рынке Петербурга на 4% - до 27%

Нефтяная компания «Лукойл» за год увеличила свою долю на розничном рынке Петербурга на 4% до 27%, говорится в исследовании рынка АЗС, которое МИК «Гортис» провела в октябре. Neste, в свою очередь, снизила долю с 31% до 27%. Петербургская топливная компания (ПТК), увеличившая долю рынка на 3%, сохранила место в топ-тройке, пишут "Ведомости".
МИКТ «Гортис» опросила по телефону по 1500 автомобилистов в октябре 2006 г. и в октябре 2007 г.
Лидерство «Лукойла» связано, скорее всего, с активной экспансией компании на местный рынок — оператор активнее остальных наращивает сеть, говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. В пресс-службе «Лукойл — Северо-Западнефтепродукта» в пятницу отказались от комментариев.
«Лукойл» купил у города больше всего участков под заправки. В марте 2005 г. и в августе 2006 г. компания выиграла торги Фонда имущества, и таким образом ей примерно за 670 млн руб. достались два лота из 60 земельных участков под строительство АЗС. В середине этого года гендиректор «Лукойл — Северо-Западнефтепродукта» рассказывал, что только за I квартал его компания ввела в строй 23 новые заправки, а до середины 2008 г. откроет еще 30 станций, освоив участки второго лота. Таким образом, городская сеть «Лукойла» к концу следующего года вырастет с нынешних 70 до 100 АЗС, обогнав ПТК, у которой в Петербурге 90 станций.
Гендиректор «Несте Санкт-Петербург» Олег Шалимов отказался комментировать данные «Гортис». Доля его компании на местном рынке, по разным оценкам составляет, от 12% до 20,5%, утверждает он. За последний год «Несте Санкт-Петербург» увеличила сеть на шесть АЗС до 43. При этом половина новых заправок компании находится за пределами Петербурга — на областных трассах и в Новгородской области, добавляет он.
ПТК наращивает долю за счет того, что реконструирует старые станции в современные автозаправочные комплексы, которые более привлекательны для клиентов, уверен замгендиректора компании Леонид Чурилов.
Октябрь 2007 "Любимые" АЗС петербуржцев
Изменения предпочтений автомобилистов Санкт-Петербурга за период с октября 2006 года по октябрь 2007
%% автомобилистов
октябрь 2006 годаоктябрь 2007 года
1-2. ЛУКОЙЛ28%33%
1-2. Несте38%33%
3. ПТК14%19%
4. Shell9%16%
5. Фаэтон / Аэро8%9%
6 Киришиавтосервис9%6%
другие15%5%
нет предпочтений9%8%


Если в октябре 2006 года на АЗС «большой шестерки» приходилось, вероятно, около 85% розничного рынка автомобильного топлива в Санкт-Петербурге, то в октябре 2007 года это уже гарантировано более 90%.
к 100% 2006 (окт)к 100% 2007 (окт)тенденция
ЛУКОЙЛ23%27%плюс
Несте31%27%минус
ПТК12%15%плюс
Shell7%13%плюс
Фаэтон / Аэро7%7%ровно
Киришиавтосервис7%5%минус
другие12%4%минус
100%100%


На АЗС «большой шестерки» приходится 80-85%% розничного рынка автомобильного топлива в Санкт-Петербурге.
%% автомобилистовКоличество АЗС в Петербурге на июнь 2006 года
1. Несте38%32
2. ЛУКОЙЛ28%57
3. ПТК14%89
4-6. Киришиавтосервис9%9
4-6. Shell9%17
4-6. Фаэтон / Аэро8%37
7-8. ТНК-ВР2%6
7-8. Сибнефть2%8
9-11. Башсервисменее 2%4
9-11. Роснефтьменее 2%3
9-11. Татнефтьменее 2%6
другие8%-
нет предпочтений9%-
заправка газомменее 2%-


%% автомобилистов предпочитают заправляться на АЗС
по результатам опроса, октябрь 2006 года, МИК (ГОРТИС) Можно утверждать, что в Петербурге сформировалась «большая тройка» операторов АЗС. Выбор в пользу АЗС операторов «большой тройки» делают более 60% автомобилистов Петербурга.
Развитие рынка АЗС Санкт-Петербурга в 2006 году: сделки, торги, цифры
Топливный рынок Петербурга и Ленобласти. Компании, их доли на рынке. Сделки и планы по развитию сетей АЗС
О том, что «Лукойл», Neste и ПТК — лидеры местного рынка, свидетельствуют данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В апреле этого года ФАС признала эту тройку компаний доминирующей группой, занимающей более 50% рынка. По словам начальника управления ТЭК ФАС Александра Пироженко, Neste, ПТК и «Лукойл» занимают 20%, 19,8% и 17,6% соответственно.
Самым динамичным оператором, по данным «Гортис», стала «Шелл АЗС», которая нарастила за год свою рыночную долю почти вдвое до 13%. Гендиректор «Шелл АЗС» Андрей Арзамасцев полагает, что оценивает долю рынка Shell в 7%. За год сеть «Шелл АЗС» выросла вдвое до 22 станций. Рынок также растет высокими темпами, поэтому рост сети не всегда коррелирует с ростом рыночной доли, добавляет менеджер.
Рынок топлива в Петербурге растет примерно на 15-20% в год, полагает Ашихмин. Автомобилисты становятся все более лояльны к известным маркам, таким образом, крупные игроки наращивают свою долю на рынке за счет небольших и малоизвестных компаний, констатирует Ашихмин.
За год доля мелких операторов снизилась вдвое. В феврале прошлого года компания «Баррель» продала четыре заправки «Шелл АЗС». После того как «Славнефть» расторгла с «Баррелем» джоберский контракт, компания решила выйти из бизнеса, говорил тогда ее гендиректор Николай Станиславский. А в мае прошлого года «Роснефть» приобрела у местного оператора «Севзапнефть» четыре АЗС и пять земельных участков.
Мелкие операторы проигрывают и в ценовой войне с крупными игроками, признает руководитель одной из петербургских компаний, владеющей тремя станциями. На его станциях бензин дороже лукойловского на 0,1-0,5 руб. за литр, рассказал он.
Комментарии
Конфереция