Удмуртский рынок нефтепродуктов замер в ожидании прихода ЛУКОЙЛа: операторы задумываются о ребрендинге

На рынке сбыта нефтепродуктов Удмуртии грядут серьезные перемены. В 2008 году на местный рынок выходит одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний «ЛУКОЙЛ», сообщает Business Class Удмуртия. Напомним, что в этом году пакет акций ОАО «Удмуртнефтепродукт» в размере 41, 81% перешел в собственность НК «ЛУКОЙЛ» в лице ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». В следующем году, говорят эксперты, все автозаправочные станции «Удмуртнефтепродукта» будут работать под брендом «ЛУКОЙЛа», а бренд УНП отойдет удмуртской компании «АЗС-сервис».
На сегодняшний день основными игроками рынка сбыта нефтепродуктов являются «Удмуртнефтепродукт», покрывающий около 65% сегмента, «АСПЭК-нефтепродукт», владеющий 25%, и «АЗС-сервис», занимающий почти 10%. Все остальные мелкие компании, по словам специалистов, охватывают незначительный процент рынка и на общую картину не влияют.
Сейчас, отмечает Юрий Перевощиков, начальник отдела маркетинга «АСПЭК-нефтепродукт», местный рынок в ожидании прихода «ЛУКОЙЛа»: «Появление на удмуртском рынке такого крупного игрока, который к тому же займет большую часть сегмента, во многом определит дальнейшее развитие рынка». Как отмечает эксперт, до сегодняшнего дня в Удмуртии главную роль играли независимые операторы, к которым относятся все три компании-лидеры. Между тем в других регионах крупные, федерального масштаба, компании уже давно играют определяющую роль. Однако делать точные прогнозы на ближайшее будущее Перевощиков затрудняется: «Безусловно, «ЛУКОЙЛ» начнет проводить свою политику, но думаю, что на первоначальном этапе существенных изменений на рынке произойти не должно, и у местных игроков будет время подстроиться под новые правила».
Анастасия Калядина, помощник генерального директора ОАО «Удмуртнефтепродукт» по связям с общественностью, затруднилась назвать точную дату выхода на рынок ОАО «ЛУКОЙЛ», отметив, что это будет начало-середина 2008 года. В пресс-службе ОАО сообщили, что официальные комментарии можно будет получить только после факта совершения сделки.
Пару месяцев назад появилась информация о поглощении ОАО «Удмуртнефтепродукт» компании «АЗС-сервис». По словам Анастасии Калядиной, речь идет лишь об установлении особых партнерских отношений. Андрей Кононенко, генеральный директор «АЗС-сервис», заявил, что говорить о поглощении одной компании другой нельзя, - это, скорее, можно назвать использованием более известного бренда. «Мы работаем на основании договора франчайзинга, - пояснил Кононенко, - с сентября 2006 года наша компания открыла 6 новых АЗС - все под вывеской «Удмуртнефтепродукта». В планах компании в течение следующего года провести полный ребрендинг. Таким образом, с выходом «ЛУКОЙЛА» на удмуртский рынок бренд сегодняшнего лидера не исчезнет, под его именем начнет работать другая компания.
Эксперты уверены, рынок сбыта нефтепродуктов в Удмуртии сформирован на 100%, рождение здесь абсолютно новой компании невозможно. Анастасия Калядина считает, что ни о какой конкуренции между компаниями и речи быть не может: «Удмуртнефтепродукт» сегодня фактически монополист - мы охватываем 65% рынка». Между тем Юрий Перевощиков отмечает, что конкуренция растет с каждым годом «Если раньше, около пяти лет назад, конкурировали только две компании, то теперь все большее значение приобретают компании «АЗС-сервис» и «Браверс», который ведет достаточно агрессивную политику по продвижению, - говорит он, - с приходом «ЛУКОЙЛА» конкуренция только обострится».
В условиях борьбы за покупателя особую роль в увеличении финансовой отдачи приобретает правильное использование возможностей торговых площадей. «Продуманная торговая политика, в том числе грамотная организация продаж масел на АЗС, позволяет создать благоприятную атмосферу для покупок и увеличения их объема, - говорят в «Удмуртнефтепродукте», - при этом главным становится вопрос наличия и размещения продукции.
Однако стоит отметить, что недостатка в клиентах топливный рынок не испытывает - число автовладельцев стремительно растет, и, по словам Юрия Перевощикова, сегодня предложение вполне удовлетворяет спрос.
По информации автономной некоммерческой организации «Центр испытания нефтепродуктов», созданной на базе лаборатории Ижевской нефтебазы, поставки нефтепродуктов в Удмуртию идут в основном из Уфы, Перми и Московской области. Специалисты «Центра испытания нефтепродуктов» занимаются контролем и сертификацией качества топлива, реализуемого на территории Удмуртии, один раз в месяц. Эксперты отметили, что для республики, не имеющей собственных нефтеперерабатывающих заводов, важно контролировать качество поставляемой из других городов на АЗС и нефтебазы продукции. Несколько лет назад, в 2002 году, порядка 20% поставляемой в республику продукции не проходило экспертизу, сегодня, говорят в «Центре», эта цифра уменьшилась до 5%. Наиболее распространенные нарушения - это несоответствие документов установленным стандартам. Особых нарушений по качеству продукции не бывает. Это подтверждает Леонид Козлов, начальник отдела (инспекции) в УР Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, который 18 октября на пресс-конференции рассказал об итогах работы отдела за 9 месяцев. Качество реализуемых нефтепродуктов было проверено на 8 предприятиях республики: ООО «АвтоАудиоЦентр», ИЛ Мироненко, ООО ТСЦ «Лео Смарт», ООО «Транстехсервис», ООО «Автограф» ООО «Аспэк-нефтепродукт», ООО «Нефтесервис» и Ижевское отделение Горьковской железной дороги. Ростехнадзор констатировал, что дизельное топливо и бензин всех испытуемых образцов соответствовали требованиям ГОСТов. Испытания проводились в аккредитованных испытательных лабораториях - Комплексная тематическая экспедиция Ижевска и ООО «Чепецкнефтепродукт» Кировской области. В «Центре испытания нефтепродуктов», между тем, отмечают, что чаще всего нарушения выявляются в маслах, на втором месте в списке нарушителей - дизтопливо, далее - бензин.
Большинство компаний доверяет контроль нефтепродуктов «Центру», заключая с ним договор, однако ОАО «Удмуртнефтепродукт» помимо сотрудничества со специалистами создало собственную систему контроля качества нефтепродуктов. В компании пояснили, что в его состав входят три лаборатории по проверке качества нефтепродуктов, две из них аккредитованы в Системе сертификации ГОСТ Госстандарта РФ. Лаборатории контролируют состояние топлива на всех этапах реализации. В 2004 году в компании создана комиссия по качеству нефтепродуктов, деятельность которой направлена на координацию всех процессов, связанных с качеством продукции. В рамках работы комиссии в текущем году был разработан ряд нормативных документов относительно вопросов качества, а также упорядочивания некоторых процессов проверки свойств нефтепродуктов, говорят в «Удмуртнефтепродукте».
В целом же, признаются специалисты, качество бензина, поступающего в Удмуртию, значительно ниже, чем по стране.
В Удмуртии цена на топливо традиционно была несколько выше, чем в соседних регионах. Юрий Перевощиков объясняет это «существованием системы лояльности клиентов»: «Наши постоянные клиенты имеют дисконтную карту, заправляются в итоге по обычной цене - сопоставимой с ценами в других городах. Поэтому, говоря о цене, которая у нас выше, чем в соседних регионах, не нужно забывать о системе дисконтирования. Сумма дисконта выше, чем у всех. За счет него ценовое различие сглаживается». По словам г-на Перевощикова, на автозаправках «АСПЭК-нефтепродукт» дисконтные системы весьма распространены - порядка 70% продаж идет через карточки.
ОАО «Удмуртнефтепродукт» предлагает систему заправки транспорта организаций с помощью корпоративных пластиковых карт. Компания проводила анализ системы обеспечения топливом около 500 организаций. «Мы выявили следующую закономерность: чем больше количество автотранспорта на предприятии, тем больше времени тратится на обработку информации по заправкам, составление отчетов в бухгалтерии, увеличивается количество ошибок в учете ГСМ, не исключается также вероятность махинаций, - говорят специалисты. - Переход на пластиковые карты позволит данную ситуацию исправить и получить экономию средств порядка 4-6% для организаций с объемом потребления до 70 тыс. руб.». При этом экономия при выборке больших объемов может достигать 10%.
Сегодня «АЗС-сервис» работает по соглашению о приеме на ее АЗС корпоративных карт и талонов «Удмуртнефтепродукта». На вопрос о том, перейдут ли дисконтные карточки «Удмуртнефтепродукта» компании «АЗС-сервис» после завершения ребрендинга, Анастасия Калядина ответила, что все будет зависеть от позиции компании: «Если «АЗС-сервис» продолжит работать по франчайзингу, то сохранятся и карточки». Для «АЗС-сервиса» это сотрудничество выгодно, так как происходит расширение круга клиентов компании за счет традиционных потребителей УНП, при этом базовые цены им предлагаются более выгодные. Андрей Кононенко добавил, что и на АЗС «Удмуртнефтепродукта» сейчас действуют дисконтные карточки «АЗС-сервиса»: «Сотрудничество на основе своеобразного обмена».
Ни один из специалистов не берется делать долгосрочных прогнозов развития рынка сбыта нефтепродуктов. Эксперты уверены, что рынок замер в ожидании «ЛУКОЙЛа». Однако Юрий Перевощиков выделил общие перспективы: усиление конкуренции, рост уровня сервиса: «Будут появляться новинки, такие как, например, автоматы самообслуживания».
Комментарии
Конфереция