ЛУКОЙЛ хочет вложить $9 млрд в активы в нефтепереработке, транспорте и сбыте

О планах «Лукойла» инвестировать в европейскую нефтепереработку рассказал в интервью FT вице-президент «Лукойла» Леонид Федун. По оценке топ-менеджера, собственные перерабатывающие мощности в Европе позволят компании дополнительно зарабатывать не менее $1 млрд в год. Вместе с тем он отметил, что в европейских странах усиливаются националистические тенденции и это мешает полноценному экономическому сотрудничеству. Представитель «Лукойла» Геннадий Красовский утверждает, что $9 млрд — оценка потребности компании в европейских активах в переработке в долгосрочной, примерно 10-летней, перспективе. Сейчас, по его словам, конкретных проектов в этой области у компании нет, но они могут появиться в ближайшие годы. «Существует целый ряд факторов, которые в скором времени должны привести к снижению прибыльности европейской нефтепереработки и, следовательно, к большей сговорчивости ее потенциальных продавцов», — рассуждает он. В частности, европейские НПЗ, получающие сырье по нефтепроводу «Дружба», имеют дисконт к цене Urals. Скоро они его лишатся, поскольку у российских нефтяников появилась возможность выбора экспортных направлений, отмечает Красовский. Аналитик Альфа-банка Андрей Федоров считает логичной ставку «Лукойла» на развитие down stream. «В последнее время появились сомнения в возможности рентабельного освоения новых нефтяных месторождений из-за чрезмерной налоговой нагрузки, но сектор переработки и сбыта абсолютно беспроигрышный вариант, позволяющий в какой-то мере защитить компанию от колебаний нефтяных цен», — объясняет эксперт. Однако нефтепереработка в Европе не является высокодоходным производством, предупреждает он. Сейчас заводская маржа составляет там порядка $3 на баррель, но иногда опускается и ниже нуля. На российских же заводах «Лукойла» ее среднее значение в 2006 г. было на уровне $9, а осенью доходило до $15 на баррель. Пока же с перерабатывающими мощностями в Европе «Лукойлу» хронически не везет. За последние несколько лет компания терпела фиаско в Польше (претендовала на покупку Гданьского НПЗ), Литве (Mazeikiu nafta), Греции (Hellenic Petroleum). В прошлом году «Лукойл» уступил конкурентам ливийскую Tamoil, которая владеет тремя НПЗ и крупной сетью заправок в ряде стран Западной Европы. Также в 2006 г. «Лукойл» выиграл тендер на покупку НПЗ Europoort в Роттердаме у Kuwait Petroleum International, после чего та объявила, что раздумала продавать актив. А уже в этом году компания хотела купить 17%-ную долю в чешской Ceska Rafinerska (два НПЗ) у своего партнера ConocoPhillips, однако сделку перебил другой акционер чешской компании — Eni, воспользовавшись преимущественным правом выкупа акций.
Комментарии
Конфереция