«Роснефть» к 2010 году планирует увеличить количество своих АЗС в России до 2 тысяч

Согласно бизнес-плану «Роснефти», к 2010 году компания намерена увеличить количество своих АЗС в России до 2 тыс. В итоге компания поспорит с ЛУКОЙЛом за лидерство на розничном рынке — к 2014 году тот обещал увеличить свою сеть до 2500 АЗС. Впрочем, по мнению экспертов, сеть «Роснефти» будет расти преимущественно за счет джобберов, на строительство собственных заправок у нее пока нет денег. В отчете компании за второй квартал говорится, что в рамках принятой стратегии на 2007—2011 годы компания намерена реконструировать НПЗ, повышая уровень переработки, а также продолжить развивать сеть автозаправочных станций в регионах, прилегающих к собственным НПЗ и нефтебазам. Также компания планирует усилить свое присутствие на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. К 2010 году «Роснефть» намерена увеличить количество своих собственных и арендуемых АЗС до 2000 штук, что позволит увеличить эффективность продаж нефтепродуктов, говорится в документе. Представитель компании не комментирует эти планы. Между тем еще до распродажи ЮКОСа позиции «Роснефти» на российском рынке бензинового ритейла были достаточно скромны: около 700 собственных и арендованных АЗС и 100 джобберов. По количеству заправок госкомпания уступала ТНК-ВР, владеющей 900 АЗС, но шла впереди «Газпром нефти» с 700 станциями. Абсолютным лидером считается ЛУКОЙЛ, владеющий 1604 собственными АЗС. «Роснефть» лидировала только в некоторых регионах — на юге России и Дальнем Востоке, там находятся ее НПЗ. По оценкам экспертов, «Роснефти» не хватало автозаправок в Центральном регионе и в Санкт-Петербурге. «Наиболее крупные сбытовые территории — Москва и Санкт-Петербург суммарным объемом в 3 млрд долл., на которых «Роснефть» контролировала в среднем по 4%», — поясняет аналитик Альфа-банка Константин Батунин. Но в ходе банкротства ЮКОСа «Роснефть» купила 650 АЗС компании, а также ряд сбытовых и транспортных активов. По оценке наблюдателей, это приобретение в первую очередь усилило позиции компании в столице: по данным Московской топливной ассоциации, ЮКОС контролировал 7,8% рынка. Участники рынка удивлены тем, что «Роснефть» решила не останавливаться на достигнутом. Они предсказывали, что в ближайшие пару лет «Роснефть» возьмет паузу в экспансии по России из-за отсутствия свободных денег. «Скупка ЮКОСа обошлась компании в несколько десятков миллиардов долларов, также компания объявляла о намерении провести ребрендинг всей сети АЗС, что может обойтись ей в 50—100 млн долл.», — объясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Эксперты констатируют, что если «Роснефть» выполнит обещанное, то станет крупнейшим игроком России. «Ранее самыми амбициозными считались планы ЛУКОЙЛа увеличить свою сеть до 2500 АЗС к 2014 году», — напоминает Константин Батунин из Альфа-банка. Аналитики считают, что реализация планов возможна преимущественно за счет джобберов. «Строительство около 700 современных АЗС, необходимых для достижения искомой цифры, требует сумму более 1 млрд долл., скупка независимых игроков и последующая реструктуризация станций может обойтись еще дороже», — объясняет старший эксперт-аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников. Впрочем, добавляет Каретников, возможно, именно «Роснефть» станет владельцем НПЗ и сбытов «РуссНефти», если сделка по продаже компании Михаила Гуцериева холдингу Олега Дерипаски вдруг не состоится. В таком случае она с легкостью станет лидером столичного розничного рынка и враз сократит отставание от ЛУКОЙЛа.
Комментарии
Конфереция