Сколько будет стоить бензин до конца года?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку крупнейших нефтяных компаний. Главный вопрос, на который хотят получить ответ антимонопольщики: почему с 20 июня по 25 июля вдруг дружно выросли цены на заправках? И в самом деле, почему крупнейший экспортер нефти в мире, каким является Россия, не может контролировать внутренние цены на горючку?

Растет нефть - дорожает топливо?

Песню про высокие мировые цены на нефть в исполнении ведущих нефтяных компаний сегодня, похоже, знают уже в детсадах. Мол, все просто: дорожает нефть, дорожает и бензин. Казалось бы: как только подешевеет нефть, и ГСМ доступнее будет. А вот здесь эта логика почему-то не работает: всю первую половину года цены на углеводород на мировых рынках медленно, но верно шли вниз. Кто-нибудь из вас заметил, чтобы владельцы АЗС переписали цифры на ценниках в выгодную для нашего кармана сторону? В иных случаях наблюдался обратный эффект - цены выросли! 

- Компании частично закладывают повышение пошлин в себестоимость бензина, так что цена остается стабильной, вместо того чтобы падать, - объясняет странность старший аналитик потребительских рынков НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Леонтий ГУДМАН. -  Повышение мировых цен на нефть должна компенсировать экспортная пошлина. Можно установить такие пошлины, что продавать бензин будет выгодно при цене в 13 рублей. Но тогда нефтяной бизнес начнет сворачиваться.

Что же это за пошлина такая?


Нефтяники компенсируют себе инфляционные расходы?

Основная задача любой нефтяной компании - извлечение коммерческой прибыли. Мировые и внутренние цены на углеводороды значительно отличаются. Ну и зачем НК продавать товар подешевле здесь, когда его можно сбагрить с большим наваром за границей? Чтобы не было такого соблазна, и существуют экспортные пошлины, и чем выше мировые цены на нефть, тем выше пошлины. Потерю части прибыли, как уверяют эксперты, нефтяные бароны компенсируют повышением отпускных цен.

- Не забывайте и про инфляцию! - говорит аналитик по газу и нефти инвесткомпании «Антанта-Капитал» Тимур ХАЙРУЛЛИН. - Все дорожает, вот компании и подстраиваются под рост цен.

Виноваты новые лицензии?

Ряд экспертов полагает, что свой вклад в повышение цены ГСМ внесло двойное лицензирование. Раньше АЗС приходилось платить только МЧС. Теперь еще и Ростехнадзору. И если МЧС будет проверять заправку на пожароопасность, то Ростехнадзор - на предмет взрывоопасности. В чем разница? Похоже, наверху об этом не думали. Ответ скрывается в более банальной плоскости: лицензия МЧС стоит 100 тысяч. Ростехнадзора - от 400 до 1 миллиона в год. При этом не забывайте и про инспекторов. Короли бензоколонок знают всего один способ, как поднять настроение проверяющему... Вот вам и еще один вклад в стоимость горючки. По разным данным, цена литра бензина на 20 процентов состоит из всевозможных взяток.

Снизить цены мешает государство?

Все это, конечно, хорошо. И доводы нефтяников вроде бы грамотные. Но ведь государство у нас существует не только для того, чтобы налоги собирать. Стоило однажды министру экономразвития Герману Грефу погрозить нефтяным королям, как цены на заправках тут же остановились. Можно, значит, ценами управлять!

- Стоимость бензина в России во многом определяется взаимодействием НК и государства, - поясняет Леонтий Гудман. - Вертикально-интегрированные компании контролируют около 80% бензинового рынка России. ФАС обвиняет их в картельном сговоре. Компаний не так много, и договориться им легко. И если ФАС докажет,  что НК состояли в картельном сговоре, компании  ждет штраф в 1 - 2% от оборота.

Впрочем, в подорожании бензина не надо винить одних лишь нефтяников. Доля налогов в цене того же литра бензина в России порядка 55 - 60%. В то время как в США, на которые у нас почему-то принято равняться, - всего 22%. Может, поэтому и бензин там подешевле нашего будет? Но захочет ли наше государство добровольно отказаться от такого легкого способа пополнения бюджета?

Нам помогут выборы

Что же нам ждать дальше? А вот здесь мнения экспертов расходятся. Одними из тех, кто греет руки на продажах бензина, являются владельцы АЗС. Как утверждает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий СЕРГИЕНКО, уже сейчас их маржа составляет чуть выше 10%, в то время как нормальным считается навар в 20%. Оптовые цены-то выросли, в то время как розничные практически топчутся на месте. И многие, мол, уже подумывают, как вернуть маржу к обычным показателям.

Тем не менее аналитики рынка полагают, что ценовые скачки если и будут, то крайне незаметными. И влиять на это будут, увы, совсем не рыночные механизмы.

- Разбирательство, которое затеяла ФАС, - грозный сигнал для компаний, что пора бы остановиться, - говорит Тимур Хайруллин. - Так что в ближайшее время повышать цены на горючку мало кто посмеет.

Есть и еще один аргумент,  повесомее: впереди выборы, а перед таким событием вряд ли власти разрешат нефтяным королям резко повысить цены. Ведь какие бы доводы ни приводили нефтяники, доводов у государства найдется во много раз больше...

А В ЭТО ВРЕМЯ

Оптовые цены снова увеличились

По данным информационного агентства «Aи92», в период с 31 июля по 2 августа большинство компаний повысили стоимость бензина на 100 - 300 рублей за тонну. Исключением оказался «ЮКОС», цены которого выросли на 400 - 700 рублей за тонну. В ряде регионов отпускные цены с нефтебаз увеличились на 800 - 1000 рублей за тонну...

Комментарии
Конфереция