08.08.2007 10:07
Комментарии: 0
Просмотры: 157
Имиджу газомоторного топлива как самого стабильного вида топлива по уровню цены на российском рынке нанесен серьезный удар. За последние две недели зафиксирован резкий взлет розничных цен на пропан-бутановую смесь и метан. По мнению экспертов и участников рынка, это последствия профилактического ремонта на ГПЗ «Газпрома», остановки двух ГПЗ «Сибура», а также сезонные факторы.
С момента начала продаж альтернативного топлива его стоимость росла незначительно: его производители продавали газ на 50% дешевле бензина. Таким образом основной поставщик «газового бензина» «Газпром» рассчитывал отвоевать долю топливного рынка у нефтяных компаний. Правда, пока преимущество низкой цены затмевается небольшим количеством АГЗС и нежеланием нефтяников заниматься утилизацией всего добываемого попутного нефтяного газа, лишая тем самым «Газпром» части сырья.
В течение двух последних недель спокойствие на рынке было нарушено: газомоторное топливо начало резко дорожать. По данным продавцов, с 26 июля розничные цены на СПБТ (смесь пропан-бутан техническая) в Москве и Московской области выросли на 10,5 и 19,1%, до 12 и 13 руб. за 1 л. Розничные цены на метан за тот же период выросли на 6,3 и 8,4%, до 8,6 и 8,65 руб. за 1 л.
По версии владельцев заправок тому две причины — значительное увеличение оптовых цен и дефицит данных марок альтернативного топлива на рынке, приведший к остановке работы ряда АГЗС в регионе. «Сейчас на каждой второй АГЗС в Московской области висит табличка «газа нет», — сокрушается один из владельцев АГЗС.
Производители поясняют, что дефицит спровоцирован сокращением объемов производства. «Ряд заводов «Газпрома» был остановлен на профилактический ремонт, в итоге частично дефицит спровоцирован временным лагом, необходимым для отгрузки и доставки газа конечным потребителям с начала возобновления работы», — пояснили в пресс-службе газового монополиста.
Источник в «Сибуре», занимающемся производством газа, считает, что всему виной остановка Белозерного газоперерабатывающего комплекса (ГПК) после недавней аварии и невозможность вывести на полную мощность Южно-Балыкский ГПК после ремонта. Получить официальный комментарий «Сибура» не удалось. Старший эксперт ИК «Петромаркет» Анатолий Каретников добавляет в список причин дефицита рост потребления, вызванный сезоном отпусков и разгаром сельскохозяйственных работ.
Возобновление работы заводов «Сибура» решит проблему дефицита газового топлива не полностью, считают эксперты. «С сентября компания начнет более активно поставлять топливо на экспорт. Чтобы получить скидку у РЖД на стоимость перевозки, компании необходимо отгружать около 50% произведенного топлива. С учетом внеплановой остановки двух заводов на рынок в итоге попадет меньшее количество газа», — поясняет аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.
Эксперты полагают, что резкий рост цен на газомоторное топливо в течение последних недель говорит о проблемах с координацией его предложения на рынке и узости последнего. «Развитие сетей АГЗС и так происходит по указке сверху, а эта история лишит альтернативное топливо главного преимущества — ценовой стабильности», — считает аналитик Альфа-банка Константин Батунин.
Комментарии