«Патэрсон» отказался от строительства магазинов на АЗС - нефтяным компаниям невыгодно

Продуктовая сеть «Патэрсон», около двух лет разрабатывавшая проект строительства магазинов на автозаправках, решила остановить его реализацию. В компании это решение объяснили возникшими сложностями в переговорных процессах с потенциальными партнерами — нефтяными компаниями, которые посчитали, что на своих заправочных станциях лучше открывать собственные магазины. По мнению экспертов, создание сети магазинов на автозаправках связано с техническими сложностями, снижающими экономическую целесообразность проекта, и «Патэрсон» оказался просто к этому не готов.
«Патэрсон» развивает розничную торговую сеть с 1997 года. На апрель 2007 года в состав сети входило 97 магазинов в России и на Украине. До конца года количество торговых точек планируется довести до 119. Компания принадлежит братьям Алексею и Константину Мауергаузам.
О том, что «Патэрсон» в ближайшее время не намерен открывать торговые точки на авто­заправках, рассказал генеральный директор сети Юрий Яковчик. «Мы довольно продолжительное время вели переговоры с несколькими нефтяными компаниями. В итоге приняли решение отложить проект по строительству магазинов на АЗС на неопределенный срок. Пока мы к нему не готовы», — сетует топ-менеджер. По его словам, потенциальные партнеры — нефтяные компании — посчитали, что для них выгоднее будет открывать собственные магазины на своих заправках, нежели создавать партнерство с ритейлером. О намерениях «Патэрсона» открыть свои магазины на АЗС стало известно около двух лет назад. Тогда ритейлер предложил сотрудничество сразу нескольким нефтяным компаниям — «Сибнефти», ЛУКОЙЛу, ТНК-BP, «Роснефти», МТК и «Татнефти». Однако на переговоры с торговой сетью пошли только две компании — ЛУКОЙЛ и «Татнефть». Осенью 2006 года даже сообщалось, что ритейлеру удалось заключить соглашение с «Татнефтью». Предполагалось, что инвестировать в строительство магазинов будет нефтяная компания, а оснащать и управлять магазинами — «Патэрсон». «Мы действительно вели с «Патэрсоном» такие переговоры, но никаких конкретных договоренностей достигнуто не было, мы не подписали ни одного документа», — прокомментировал ситуацию источник в компании «Татнефть-АЗС Запад». По его словам, в процессе предварительных переговоров стороны обнаружили «экономическую нецелесообразность в реализации подобного проекта». Так, чтобы магазин при АЗС приносил прибыль, его общая торговая площадь должна быть не менее 100 кв. м плюс парковочные места. Участки же АЗС «Татнефть» позволяют разместить торговые точки максимум на 70 кв. м и не рассчитаны на размещение парковок. «В результате только на согласование проекта с расширением земельного участка нам потребуется не менее пяти лет, еще около года займет непосредственно строительство магазина. Это слишком долгий срок, который не устроит ни одного ритейлера. Не говоря уже о том, что стоимость самого строительства ежегодно увеличивается почти вдвое», — рассказал источник в нефтяной компании. «Строительство магазинов на заправках в нашей стране связано с огромным количеством технических сложностей. К тому же из-за низкого товарооборота и высокой наценки магазины на АЗС экономически малоэффективны», — отметил старший экс­перт компании «Петромаркет» Анатолий Каретников. Средняя выручка одной сетевой АЗС в Москве оценивается в 3—3,5 млн долл. в год. По оценке менеджера ТНК-BP, магазин при бензоколонке площадью не менее 100—150 кв. м добавляет выручке АЗС еще 10—20%. То есть успешная торговая точка при заправке сможет заработать максимум 600—700 тыс. долл. в год. «Почти половину этих средств торговец вынужден будет отдавать на оплату расходов, связанных с обеспечением экологической и пожарной безопасности», — добавил источник в ТНК-ВР. «Сейчас нам важнее повышать рентабельность сети, мы просто зарабатываем деньги», — констатировал Юрий Яковчик.
Комментарии
Конфереция