Михаил Гуцериев покидает компанию и передает контроль над Русснефтью Олегу Дерипаске

Михаил Гуцериев, президент и владелец "Русснефти", признался, что продает компанию. Перед уходом из компании Гуцериев объяснил ее сотрудникам, что сделал это под давлением правоохранительных органов и налоговиков, направленным на него лично. Он поступил правильно, говорят эксперты, иначе мог повторить участь Михаила Ходорковского. Новым владельцем "Русснефти" станет Олег Дерипаска.
"Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти "по-хорошему". Я отказался. Тогда с целью сделать меня более сговорчивым компания была подвергнута беспрецедентной травле", — говорится в обращении Михаила Гуцериева к сотрудникам "Русснефти", опубликованном в корпоративной газете "Время "Русснефти". Поэтому, объясняет Гуцериев, он решил уйти из компании и отдать контроль над холдингом "новому собственнику, с появлением которого, он уверен, все возникшие проблемы со временем будут разрешены".
Представитель "Русснефти" и Нина Филиппова, начальник отдела планирования журнального производства ОИД "Медиа-Пресса", где печатается "Время "Русснефти", подтвердили подлинность издания. Тираж газеты был напечатан еще 23 июля, уточнила Филиппова.
Новым собственником "Русснефти" станет Олег Дерипаска. На прошлой неделе он договорился с Гуцериевым о покупке компании, сообщил источник, близкий к Дерипаске, а представитель принадлежащего ему "Базэла" подтвердил, что несколько аффилированных с "Базэлом" компаний подали заявки на покупку доли в "Русснефти" в Федеральную антимонопольную службу. Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин это не комментирует.
Подробности сделки с "Русснефтью" представитель "Базэла" обсуждать отказался. По словам источника, близкого к Дерипаске, сумма сделки не превысит $6 млрд. Источник, близкий к руководству "Русснефти", называет $9,6 млрд. Представитель "Русснефти" от комментариев отказался. На руки Гуцериев получит более $3 млрд, а покупатель погасит долги компании перед Сбербанком и швейцарским трейдером Glencore ($2,8 млрд на 31 марта 2007 г.) и урегулирует вопрос с налоговыми претензиями на сумму свыше 20 млрд руб., говорит источник, знакомый с условиями сделки.
Гуцериев основал "Русснефть" в 2002 г., после отставки с поста президента государственной "Славнефти". При финансовой поддержке Glencore Гуцериев за пять лет скупил около 30 предприятий с запасами 600 млн т. Но прошлой осенью у него начались проблемы с правоохранительными органами.
"Наступление было развернуто по всем фронтам", — возмущается Гуцериев на страницах газеты. Генпрокуратура возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства "дочек" "Русснефти", Следственный комитет МВД — по факту неуплаты "Русснефтью" налогов в особо крупном размере. Гуцериеву и ряду топ-менеджеров "Русснефти" были предъявлены обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве. Налоговая служба оспаривает в суде сделки по купле-продаже акций "Русснефти", требуя взыскать их в доход государства.
Описанные в газете "Время "Русснефти" эпизоды доследственных и следственных действий имели место, но были законными, говорит источник, близкий к Следственному комитету. Представители Следственного комитета МВД и Генпрокуратуры уверяют, что их коллеги не нарушали закон. Взыскание неуплаченных налогов с "Русснефти" не отличается от аналогичных взысканий с других компаний, утверждает сотрудник пресс-службы ФНС.
Кампания против "Русснефти" была скоординирована, уверен замдиректора центра политтехнологий Алексей Макаркин: "У предприятия одновременно возникло слишком много проблем, чтобы это было простым совпадением".
"Я не знаю, в чем моя вина и где я совершил ошибки", — недоумевает Гуцериев. Он убежден лишь в одном: все действия "определенных лиц во властных структурах" направлены против него лично.
"Это борьба не против Гуцериева, а за его актив ["Русснефть"], — возражает депутат Геннадий Селезнев, председательствовавший в Госдуме, когда Гуцериев был вице-спикером. — Не исключаю, сегодня он окажется у Дерипаски, а завтра — у "Роснефти". Если бы Гуцериев продолжал сопротивляться, он повторил бы судьбу Ходорковского".
Представителю "Роснефти" неизвестно об интересе компании к активам Гуцериева. Представитель "Газпрома" от комментариев отказался. Дерипаска приобретает "Русснефть" не для перепродажи, уверяет источник, близкий к владельцу "Базэла".
В Кремле отказались комментировать уход Гуцериева.
От первого лица: Я решил уйти
Михаил Гуцериев
Наша "Русснефть" прошла длинный путь становления, вместе мы добились впечатляющих успехов, радовались победам, переживали неудачи. Мы стали одной семьей, а в семье не принято скрывать правду, какой бы горькой и неприятной она ни была. Для меня очень важно, чтобы эту правду вы узнали от меня, не в искаженном пересказами и недомолвками виде.
Думаю, пришло время объяснить сложившуюся ситуацию. Вместе понять, что происходит с нашей компанией, почему она стала мишенью для фискальных и силовых органов. Понять, чтобы сделать выводы, которые, надеюсь, помогут сохранить "Русснефть", наш коллектив. Четыре с половиной года строилась наша "Русснефть". Без стеснения могу сказать, что "Русснефть" — один из самых трудных, интересных и перспективных проектов, который был в моей предпринимательской практике. С нуля, с чистого листа на нефтяной карте мира появилась мощная промышленно-финансовая структура, которая действительно поражала воображение невиданными темпами роста, уникальными для самой закрытой в России отрасли. Отрасли, которая признает только профессионалов самого высокого уровня. Убежден: "Русснефть" уже вошла в современную историю страны, не имевшей ранее примера столь успешного развития частной нефтяной корпорации. Невероятно, но в мире не было аналогов создания за такие короткие сроки компании с оборотом $6 млрд и годовой чистой прибылью $1 млрд. В то же время отмечу, что мы — единственная нефтяная компания России, созданная сугубо рыночными методами, за которой не тянется шлейф скандальных залоговых аукционов.
В 10 раз выросла наша "Русснефть" за неполных пять лет! Невиданными темпами росла добыча нефти, мы начали проекты с Западной и Восточной Сибири, порой там, где не было никакой инфраструктуры, где весь производственный процесс нужно было выстраивать с нуля. Два года назад наша "Русснефть" стала вертикально-интегрированной компанией, включив в свою структуру нефтепереработку и сбыт. Мы вдохнули жизнь в требовавшие серьезной модернизации заводы, нефтепродукты компании стали соответствовать европейскому уровню. Так же стремительно "Русснефть" создала ритейловую сеть автозаправок по всей стране. Компания стала одним из лидеров на топливном рынке Москвы и Московской области. Трехцветный бренд "Русснефти" убедительно гарантировал качество бензина, наша продукция стала реально конкурентоспособным товаром.
Динамично развивающаяся "Русснефть" вышла на международные рынки, стремительно ворвавшись в перспективные проекты Беларуси, Азербайджана. Еще более интересными обещали быть программы, намечаемые в Алжире, Мавритании. Компания стремительно набирала вес, завоевав репутацию надежного делового партнера.
Своим трудом, профессионализмом, опытом, а главное — уверенностью в своих силах мы воплотили задуманное в жизнь. Как никто, мы знаем цену этого труда, бессонных ночей, переживаний и волнений. Но мы знаем и цену своих побед, радости общих усилий, цель которой — созидание, спокойная и достойная жизнь наших детей.
Не всем нравились успехи "Русснефти". Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти "по-хорошему". Я отказался. Тогда с целью сделать меня более сговорчивым компания была подвергнута беспрецедентной травле. Кто нас только не проверял за последние два года! Особенно за последний год: Генпрокуратура, ФНС и структуры МВД (департамент экономической безопасности МВД, Следственный комитет, Управление по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы). Наступление было развернуто по всем фронтам, были открыты, порой под невероятными предлогами, уголовные и арбитражные дела против "Русснефти", президента компании, топ-менеджеров, руководителей дочерних предприятий и, наконец, против акционеров.
Скрупулезные проверки проводились во всех без исключения дочерних обществах холдинга. При этом ночным обыскам и многочасовым допросам были подвергнуты сотни сотрудников холдинга, в том числе члены семьи президента компании. В итоге нигде проверяющим не удалось обнаружить значительных нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Руководством Следственного комитета при МВД были направлены письма в органы государственной власти, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию президента компании.
Я не знаю, в чем моя вина и где я совершил ошибки. Как и не понимаю, в чем виноваты мои коллеги, в чем виноват 25-тысячный коллектив холдинга, которому сегодня предъявлены обвинения во всех грехах, от неуплаты налогов до незаконного предпринимательства.
Но очень хорошо знаю другое: никогда и ни при каких обстоятельствах я не шел на нарушение закона и никого не принуждал к этому. "Русснефть" всегда четко исполняла налоговые обязательства, пунктуально следовала производственным госнормативам, особое внимание уделяла требованиям охраны труда и окружающей среды. С момента создания "Русснефть" никогда не работала ни в ЗАТО, ни в офшорных зонах. Никакие льготы не использовала. При этом объем налоговых исчислений достиг за время существования компании 70% от оборота.
Уверен в том, что "Русснефть" являлась примером социально ответственной компании: нашим трудом в десятках регионов возводились школы и больницы, реставрировались и строились новые храмы, оказывалась помощь детским садам и пансионатам. В адрес компании идут письма, телеграммы, наполненные искренней человеческой признательностью за ваш труд, за вашу доброту.
Поэтому мне нечего стыдиться. Ведь каждый день нашей "Русснефти", каждый рабочий час ее геологов и строителей, инженеров и бурильщиков крепил нашу компанию, добавлял ей силы и мощи, творил историю самого молодого и перспективного нефтяного холдинга России.
Но в 2007 г. ход часов компании приостановился. Под огромным силовым фискальным прессом заморожена инвестиционная деятельность, свернуты программы модернизации, остановлен производственный рост. Надо было разобраться в ситуации, понять причины такого беспрецедентного давления. Тем более что пресс усиливается, и уже звучат обвинения в адрес менеджеров второго и третьего эшелонов. Уже находятся под подпиской о невыезде руководители ряда дочерних предприятий холдинга. По имеющейся информации, это не предел. Действия правоохранительных и налоговых органов в отношении нашей компании не имеют аналогов! Большего массового неуважения к закону не было в истории России и СССР.
Сегодня я твердо убежден: все действия определенных лиц во властных структурах направлены против меня лично. Все предъявленные обвинения — неуплата налогов, нарушения лицензионных соглашений, распыление акций — смешны и не выдерживают даже поверхностной критики. Главный фактор всех проблем "Русснефти" — фактор личностный. Основной вопрос — быть или не быть нашей "Русснефти" — это вопрос ее президента.
Я не могу допустить, чтобы были искалечены судьбы людей, поверивших в будущее "Русснефти", людей, которые пошли за мной, — за каждого из них я готов нести ответственность. В то же время я не стану готовить компанию к продаже, выводить из нее активы за рубеж, разбирать "Русснефть" по кускам.
Поэтому я принял решение уйти из нашей компании. Я отдаю контроль над холдингом новому собственнику, с появлением которого, уверен, все возникшие проблемы "Русснефти" со временем будут разрешены.
Только я знаю, что значит принять такое решение. Решение, за которым — огромная благодарность вам, моим друзьям, коллегам, единомышленникам. Мои слова искренней благодарности нашим партнерам компании "Гленкор", которая осталась акционером холдинга. Вместе бок о бок мы создавали "Русснефть", не жалели для ее будущего своих сил, опыта, знаний. Желаю компании "Гленкор" успешного сотрудничества с новым акционером, которое, надеюсь, будет способствовать дальнейшему развитию "Русснефти".
Низкий поклон всему коллективу компании — каждому из вас, для кого "Русснефть" стала частью его жизни, его души и сердца. Спасибо.
Автор — президент ОАО НК "Русснефть"
Комментарии
Конфереция