Российское правительство проверит нефтяников на предмет ценового сговора

Российское правительство собирается уделить особое внимание росту цен на бензин. Соответствующее заявление сделал премьер Михаил Фрадков на последнем заседании правительства. Премьер заявил, что "мы отдельно будем рассматривать эти вопросы, здесь сложная математика, взывать к совести, судя по всему, уже неэффективно, будем другими методами работать". Суть дела в том, что эксперты ждут в конце лета роста цен на бензин и дизельное топливо после длительного затишья на этом рынке. Фрадков, судя по его заявлениям, считает, что многие компании необоснованно поднимают цены на бензин, руководствуясь корыстными интересами. По его словам, "трейдеры начали эксплуатировать ситуацию, не объясняя, в связи с чем увеличили цены на бензин. Видимо, готовили общественное мнение для каких-то своих корпоративных задач". Есть ли повод для волнений? Статистика свидетельствует: в мае, по данным Росстата, цены на бензин в среднем по России увеличились по сравнению с апрелем на 0,9%. В июне цены росли на 0,1-0,2%. Ну а за несколько дней до заседания правительства исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко заявил, что розничные цены на бензин в России в ближайшее время могут еще вырасти - вслед за оптовыми, и наиболее вероятный период для этого: конец лета - начало осени. По словам Сергиенко, рост оптовых цен на бензин уже приближается к критической точке, после которой неизбежно подорожание топлива на АЗС. "Рентабельность розничной торговли приблизилась к пределу и составляет 20%, - считает Сергиенко. - Если государство хочет снизить цены на бензин, оно должно снизить налоги либо акциз, либо налог на добычу полезных ископаемых, ведь в структуре розничной цены 55-57% составляют налоги". За ценами на бензин следят и в Федеральной антимонопольной службе. По мнению начальника управления ФАС по контролю за ТЭКом Александра Пироженко, продавцы обосновывают возможное повышение цен на бензин снижением своей маржи от продажи нефтепродуктов. Заявления же о возможном повышении цен в ФАС расценивают как метод воздействия на рынок. Прецеденты уже были: год назад, когда президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша предрек рост цен на бензин, в ФАС это именно так и расценили. И сегодня г-н Пироженко обещает "должную правовую оценку" каждому подобному заявлению - с соответствующими мерами за нарушение антимонопольного законодательства. Меры, заметим, стали куда строже с вступлением в силу Закона "О защите конкуренции" и поправок в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь для тех, кто попытается идти по пути картельных сговоров, предусмотрены "оборотные штрафы", которые могут составить до 4% от оборота компании. При этом в ФАС еще два месяца назад был составлен список из 38 регионов, где велика вероятность "согласованных действий" нефтяников, а проще говоря - ценового сговора... Тем не менее бензин дорожает. Скажем, за период с 11 по 18 июля средние розничные цены в Петербурге и Ленинградской области на высокооктановые марки бензина за неделю выросли на 5-13 копеек. А буквально на днях на 20-50 копеек повысились цены на отдельные марки бензина у ряда операторов, которые заявляют, что сдерживать их рост больше невозможно. Скорее всего, рост продолжится - с соответствующим влиянием на инфляцию, поскольку, как известно, бензиновая составляющая входит в цену подавляющего большинства товаров и услуг. Осенью прошлого года было принято решение о создании в Петербурге нефтяной биржи (она должна разместиться в прославленном здании Биржи на Стрелке Васильевского, откуда выезжает Военно-морской музей), и до конца года там планировалось начать торги. Это тоже рассматривалось как один из способов ограничить рост бензиновых цен, поскольку создание биржи, как заявлял тогда начальник Экспертного управления президента Аркадий Дворкович, "поможет объективно и независимо оценивать стоимость российской нефти и создаст дополнительный спрос на рублевые активы". Но пока о подготовке торгов ничего не слышно. И дело не в том, что музей еще не выехал из здания: для организации нефтяной биржи на самом деле достаточно было бы двух-трех комнат с компьютерами. Представление о бирже как об огромном зале, где, глядя на табло, мечутся брокеры с криками "Продаю!" и "Покупаю!", мягко говоря, устарело. Дело в том, что, как предупреждали еще в прошлом году, на биржевые торги надо что-то выставлять. Между тем от 95 до 98% нефти находится во внутреннем обороте, и связано это с вертикальной интеграцией нефтяных компаний. В России в свое время так прошла приватизация нефтяной отрасли, что одни и те же компании и добывают нефть, и перерабатывают ее, и продают бензин. И все крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы встроены в цепочку крупнейших нефтяных компаний страны. Именно это привело к фактической монополизации розничного рынка нефтепродуктов. Компания, владеющая НПЗ, поставляет на него свою нефть, загружая завод полностью, и старается не оказывать услуги по переработке прочим лицам. К тому же компании-поставщики предпочитают или продавать нефтепродукты за рубеж, или создают свои собственные заправочные станции, и им нефтяная биржа не очень-то и нужна... Так что больших надежд на сдерживание бензиновых цен питать не приходится. А идея госрегулирования этих цен, как известно, правительством неизменно отвергается как не рыночная. Что же, понятное поведение для тех, кто пользуется служебными машинами и потому ценой бензина не слишком озабочен.
Комментарии
Конфереция