Поставки нефти на НПЗ в Европу по Балтийской трубопроводной системе подорожают

Поставки нефти на заводы центрально-европейских стран по Балтийской трубопроводной системе (БТС-2) обойдутся им значительно дороже, чем сырье, которое доставлялось на них по нефтепроводу «Дружба». Эксперты австрийской PMV Oil Associates считают, что переработка более дорогой нефти снизит рыночную стоимость этих предприятий и сделает их привлекательными активами для поглощения со стороны российских ЛУКОЙЛа и «Роснефти». Как полагают авторы аналитического обзора компании PMV Oil Associates, строительство второй очереди БТС увеличит объем перевалки нефти через порт Приморск на 1 млн барр. в день, а сокращение поставок российского сырья по нефтепроводу «Дружба» будет иметь негативные последствия для восьми стран. Эксперты отмечают, что объемы поставок по старому маршруту с апреля по май уже снизились на 11%. Напомним, поставки по системе «Дружба» ограничены из-за аварии на нефтепроводе, произошедшей летом прошлого года. По словам управляющего директора PMV Oil Associates Йоханнеса Бениньи, сокращение поставок нефти марки Urals вынудит центрально-европейские НПЗ закупать более дорогую нефть, доставляемую по другим маршрутам. «Благодаря дешевым поставкам сырой нефти НПЗ, расположенные вдоль трубопровода, имеют более высокую маржу переработки, чем их конкуренты, вынужденные прибегать к морским поставкам», — отметил он. В итоге НПЗ этих стран придется платить за 1 барр. сырья, поставленного через Приморск, на 0,5—4 долл. больше. По оценкам аналитика «КИТ Финанс» Константина Черепанова, доставка нефти через БТС с учетом перевалки в порту Приморска дороже по сравнению с прокачкой по «Дружбе» примерно на 40%. Австрийские эксперты полагают, что повышение операционных издержек заводов снизит их рыночную стоимость и сделает их привлекательными объектами для поглощения со стороны ЛУКОЙЛа и «Роснефти». ЛУКОЙЛ в своей стратегии, представленной осенью прошлого года, отмечал важность увеличения переработки. В нефтяной компании пояснили, что варианты приобретения существующих НПЗ за пределами России, в том числе в Центральной и Восточной Европе, рассматриваются. О конкретных объектах и странах представитель компании говорить отказался, отметив, что объемы переработки планируется наращивать, в первую очередь, за счет модернизации уже имеющихся мощностей. В пресс-службе «Роснефти» отметили, что никаких конкретных планов по покупке НПЗ у компании нет. Представитель госкомпании добавил, что доля переработки, в первую очередь, также будет увеличена за счет модернизации заводов, а также строительства новых, например, НПЗ в конечной точке ВСТО. Российские эксперты считают, что компаниям не так-то легко будет купить европейские НПЗ. «Стоимость НПЗ, работающих с более дорогой нефтью, снизится, — соглашается Черепанов. — Однако для продажи заводов необходимо еще получить одобрение акционеров этих предприятий, а это будет непросто сделать». Аналитик отмечает, что, кроме всего прочего, продаже активов российским компаниям может воспрепятствовать европейское общественное мнение.
Комментарии
Конфереция