Госдума приняла законопроект о лишении свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн рублей за производство и оборот некачественных нефтепродуктов

Госдума приняла в первом чтении законопроект об установлении уголовной ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях поддержали депутаты в ходе пленарного заседания. Согласно исследованиям, доля реализуемых в розничной сети фальсифицированных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел увеличивается и в настоящее время составляет около 25-30%, говорится в пояснительной записке к документу. В этой связи за производство и оборот некачественных нефтепродуктов устанавливается штраф для юридических лиц в размере от 400-500 тыс. руб. с конфискацией несоответствующих установленным требованиям нефтепродуктов. В соответствии с законопроектом, УК РФ дополняется новой статьей 171.2, согласно которой производство, приобретение, хранение в целях сбыта или сбыт нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, совершенные неоднократно или в крупном размере, наказываются штрафом до 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере 100-500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере 1 млн руб. Крупный размер для данной статьи будет составлять сумму, превышающую 250 тыс. руб., особо крупный - 1 млн руб.
Перечень документов для законопроекта (закона) № 371798-4
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по вопросу специальных норм об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям)




Вносится Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству



Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 371798-4 “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять в первом чтении проект федерального закона № 371798-4 “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, внесенный депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, В.С.Катренко, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, В.А.Пехтиным. 2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления. 3. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации



Вносится депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Катренко В.С, Володиным В.В., Морозовым О.В., Пехтиным В.А. Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3091) статьей следующего содержания: «Статья 171.2. Производство, приобретение, хранение в целях сбыта или сбыт нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям

1. Производство, приобретение, хранение в целях сбыта или сбыт нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, совершенные неоднократно или в крупном размере, наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.». Статья 2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921) следующие изменения: 1) пункт первый части 3 статьи 150 после слов «171.1 частью первой,» дополнить словами «171.2 частью первой,»; 2) пункт третий части 2 статьи 151 после слов «171.1 частью второй,» дополнить словами «171.2 частью первой,». Статья 3. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.1) следующие изменения: 1) абзац второй части 3 статьи 3.5 после слов «этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,» дополнить словами «о государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов»; 2) часть 1 статьи 4.5 после слов «об охране окружающей природной среды,» дополнить словами «о государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов»; 3) главу 14 дополнить статьей 14.31 следующего содержания: «Статья 14.31. Производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям Производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несоответствующих установленным требованиям нефтепродуктов.»; 4) часть 1 статьи 23.1 после слов «статьями 14.27,» дополнить словами «14.31,»; 5) пункты 38 и 66 части 2 статьи 28.3 после слов «об административных правонарушениях, предусмотренных» дополнить словами «статьей 14.31,»; 6) часть 1 статьи 28.7 после слов «охраны окружающей среды,» дополнить словами «государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов,». Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В настоящее время федеральное законодательство не содержит специальных норм об административной и уголовной ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. Это позволяет компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере нефтепродуктообеспечения, незаконно получать дополнительную прибыль, безнаказанно нанося при этом материальный ущерб потребителям и существенный вред окружающей среде. Результаты проведенных исследований российского потребительского рынка нефтепродуктов свидетельствуют о том, что в последние годы доля реализуемых в розничной сети фальсифицированных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел увеличивается и в настоящее время составляет около 25-30%. На рынке нефтепродуктов фиксируются многочисленные случаи поступления в продажу моторных масел, бензинов и других видов топлива, не соответствующих предъявляемым к их составу и качеству требованиям. При этом деятельностью по производству, перевозке, хранению, реализации и другим этапам обращения нефтепродуктов занимаются, как правило, юридические лица. В этой связи в санкции предлагаемой в КоАП РФ статьи установлена ответственность только для юридических лиц. В настоящее время основные технические требования к характеристикам топлива для автомобильной техники установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 г. № 609 «Об утверждении Специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Кроме того, в стадии разработки находится проект Федерального закона «Специальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам». Таким образом, нормы законопроекта в случае его принятия могут быть реализованы уже в настоящее время, а также направлены на перспективное развитие нормативной базы в области регулирования качества нефтепродуктов. Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 г. № 231 «Об утверждении Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» установлено определение понятия «нефтепродукт», которым является готовый продукт, полученный при переработке нефти, газового конденсата, углеводородного и химического сырья (синтетический бензин). Привлечение к административной ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, будет являться сдерживающим фактором для недобросовестных компаний – участников рынка нефтепродуктообеспечения. Составление протоколов законопроектом предлагается отнести к компетенции должностных лиц органов государственного энергетического надзора, а также органов стандартизации, метрологии и сертификации. Рассмотрение дел предлагается отнести к компетенции судов, прежде всего по причине высокого размера налагаемого штрафа. В целях адекватного наказания виновных в производстве, обороте не соответствующих установленным требованиям нефтепродуктов санкция статьи предусматривает административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несоответствующих установленным требованиям нефтепродуктов. Учитывая значительный экономический ущерб, причиняемый данным деянием, предлагаемый размер штрафа позволит снизить уровень правонарушаемости в сфере нефтепродуктообеспечения. Предлагаемый к внесению в Уголовный кодекс Российской Федерации новый состав преступления представляется целесообразным внести в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», поскольку поступление на рынок не соответствующих установленным требованиям нефтепродуктов нарушает прежде всего экономические интересы граждан и других хозяйствующих субъектов. То есть использование некачественного моторного топлива, масел причиняет именно экономический вред в связи с возникновением поломок и ускоренного износа двигателя и других узлов и агрегатов автотранспортных средств. Последствие в виде загрязнения атмосферного воздуха в результате использования таких нефтепродуктов также носит экономический характер, так как возникает необходимость реализации затратных мероприятий по улучшению качества и состояния воздуха. При совершении данного деяния в сферу легального предпринимательства вовлекается некачественный товар (нефтепродукты), реализуемый под видом соответствующего предъявляемым требованиям, что способствует необоснованному обогащению одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими, реализующими качественный товар. При этом нарушаются также права потребителей. Таким образом, общественная опасность деяния является высокой и требует адекватного реагирования со стороны государства. Применение в конструкции состава преступления указания на неоднократность позволит привлекать к уголовной ответственности по данной статье только после выявления не менее двух случаев совершения данного деяния (то есть предлагается административная преюдиция по аналогии со ст.180 УК РФ). Крупный размер для данной статьи будет составлять сумму, превышающую двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупный – один миллион рублей – согласно примечания к ст. 169 УК РФ. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предполагают производство по части первой статьи 171.2 предварительного расследования в форме дознания, по части второй статьи 171.2 – в форме предварительного следствия, проводимого следователями органов внутренних дел Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом изменения не повлекут необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты и не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.



ПЕРЕЧЕНЬ актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.



ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» направлен на установление уголовной и административной ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. Реализация предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» норм не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.



Проект
РЕШЕНИЕ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте федерального закона № 371798-4 “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
(по вопросу специальных норм об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям)
внесен депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, В.С.Катренко, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, В.А.Пехтиным
Принято решение:
1. Включить проект федерального закона № 371798-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в проект порядка работы Государственной Думы на 4 июля 2007 года для рассмотрения в первом чтении. 2. Определить докладчиком по названному законопроекту депутата Государственной Думы В.С.Катренко. Определить содокладчиком по указанному законопроекту председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В.Крашенинникова. 3. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации



Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
РЕШЕНИЕ
"28" июня 2007г. № 125
О проекте федерального закона № 371798-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(по вопросу специальных норм об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям) Рассмотрев проект федерального закона №371798-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, В.С.Катренко, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, В.А.Пехтиным, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству решил: 1. Утвердить заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на вышеназванный законопроект. 2. Рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. 3. Назначить содокладчиком по указанному законопроекту председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В.Крашенинникова. 4. Направить настоящее Решение с текстом законопроекта и сопроводительными документами в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в повестку дня пленарного заседания Государственной Думы. Председатель Комитета П.В.Крашенинников



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона № 371798-4 “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”
(по вопросу специальных норм об ответственности за производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям) Названным законопроектом предполагается установить уголовную и административную ответственность за деяния, связанные с производством, приобретением, хранением в целях сбыта, сбытом нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. В частности, Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется новой статьей 1712, предусматривающей уголовную ответственность за вышеуказанные деяния, совершенные неоднократно, а также совершенные в крупном размере или в особо крупном размере. При этом законопроектом предполагается внесение изменений в статью 4.5 («Давность привлечения к административной ответственности») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливающих, что постановление по делу об административном правонарушении в сфере государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Главу 14 КоАП РФ предполагается дополнить новой статьей 14.31 («Производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям»), предусматривающей административную ответственность юридических лиц с санкцией в размере от четырех тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и конфискацией нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. Следует отметить, что действующее законодательство не содержит специальных норм об административной и уголовной ответственности за оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. По мнению Комитета, представляется целесообразным внести дополнение в абзац 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ в части перечня составов административных правонарушений, ответственность по которым может налагаться арбитражными судами в порядке административного производства. С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе поддержать концепцию проекта федерального закона № 371798-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенного депутатами Государственной Думы Б.В.Грызловым, В.С.Катренко, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, В.А.Пехтиным. Председатель Комитета П.В. Крашенинников



Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
По поручению Совета Государственной Думы от 23 января 2007 г. (протокол № 213, пункт 35)
Заключение по проекту федерального закона № 371798-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенному депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, В.С. Катренко, В.В. Володиным и другими
(к первому чтению) Представленным проектом предлагается установить уголовную и административную ответственность за производство, приобретение, хранение в целях сбыта или сбыт (оборот) нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям. При этом формулировка «не соответствующих установленным требованиям», используемая как в диспозиции проектной статьи 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и в диспозиции проектной статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нуждается, на наш взгляд, в конкретизации, поскольку остается неясным, каким нормативным актом установлены эти требования. Не исключено, что речь должна идти о нефтепродуктах, не соответствующих требованиям стандартов. Следует отметить, что сбыт нефтепродуктов качеством ниже, чем это заявлено, а соответственно, более дешевых, по цене более качественных, и, следовательно, более дорогих (бензин марки АИ-76 под видом и по цене бензина марки АИ-95), содержит признаки такого состава преступления как мошенничество. При этом ответственность за совершение мошенничества в крупном размере т.е. на сумму более двухсот пятидесяти тысяч рублей, установлена в виде лишения свободы на срок от двух до шести лет лишения свободы. По проектной же статье за аналогичные действия в крупном размере (те же двести пятьдесят тысяч рублей) предлагается установить ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет. Такая же несоразмерность видится и при сравнении ответственности за совершение этих же действий в особо крупном размере. Предложение о дополнении статей 3.5, 4.5 и 28.7 КоАП РФ словами « о государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов» (подпункты 1, 2 и 6 статьи 3 проекта) исходит из того, что в законодательстве Российской Федерации имеется нормативно-правовой акт, специально посвященный регулированию производства и оборота нефтепродуктов. Между тем, законодательством Российской Федерации в настоящее время вопросы производства и оборота нефтепродуктов не урегулированы. Приведенный в обоснование этих позиций проекта в пояснительной записке специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, не осуществляет государственное регулирование. Перечисленные в пункте 2 специального технического регламента законодательные акты, в соответствии с которыми данный регламент устанавливает требования, например, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и другие государственное регулирование в отношении нефтепродуктов осуществляют весьма опосредованно. Таким образом, непонятно, какие нормативные правовые акты, осуществляющее государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов, подразумеваются в изменениях, предлагаемых в статьи 3.5, 4.5 и 28.7 КоАП РФ. При оценке предложения о дополнении КоАП РФ статьей 14.31 следует иметь в виду, что в этом кодексе имеется статья 19.19, предусматривающая ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации при реализации продукции, в том числе и нефтепродуктов. В данной статье имеются оговорки, предусматривающие, что она не распространяется на некоторые виды продукции. В случае дополнения кодекса статьей 14.31 такая оговорка должна быть сделана и в статье 19.19 КоАП РФ в отношении нефтепродуктов, также как подобная оговорка сделана, например, в отношении статьи 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил». Дополнение кодекса статьей 14.31 создаст конкуренцию новой статьи с названной статьей 19.19 КоАП РФ и трудности в квалификации правонарушений, связанных с продажей фальсифицированных нефтепродуктов. Начальник управления Г.П. Ивлиев
Комментарии
Конфереция