Какие основные документы регламентируют разработку планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
- Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 №240) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»
- Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
- Приказ МПР №156 от 03.03.2003 «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»
- Приказ МЧС №621 от 28.12.2004 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
Какой документ утверждает Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»
Какой максимально возможный объем нефти и нефтепродуктов принимается за исходный при разливе?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
- нефтеналивное судно - 2 танка;
- нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
- стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
- автоцистерна - 100 процентов объема;
- железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
- трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;
- трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.»
Как категорируются чрезвычайные ситуации в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности и во внутренних пресноводных водоемах?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).»
Как категорируются чрезвычайные ситуации в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на море?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
- регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.»
Что должно предусматриваться ПЛАРН?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«Планом должны предусматриваться:
- прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
- количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;
- организация взаимодействия сил и средств;
- состав и дислокация сил и средств;
- организация управления, связи и оповещения;
- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
- система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
- первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
- географические, навигационно - гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
- обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
- график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- организация материально - технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.»
- максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
- площадь разлива;
- год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
- максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
- физико - химические свойства нефти и нефтепродуктов;
- влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
- гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
- возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно - спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
- наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
- транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
- время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
- время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
- причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
- описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
- оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
- расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
- уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
- предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно - спасательных формирований (служб).
- создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
- немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
- иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
- содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
- принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
- разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
- создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
- возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
- границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
- последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.»
- прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
- сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
- размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
- исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
- допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно - гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
- обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.
- Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов
- Источник загрязнения
- Причина разлива нефти и нефтепродуктов
- Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов
- Площадь загрязнения
- Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории)
- Гидрометеорологическая обстановка
- Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды
- Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории
- Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии
- Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН
- Принятые меры
- Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации
Что должно учитываться при расчете необходимого количества сил и средств?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
Кем разрабатывается ПЛАРН на море на федеральном уровне?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне разрабатывается Государственной морской аварийной и спасательно - координационной службой Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.»
Кем разрабатывается ПЛАРН на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.»
Кем разрабатывается ПЛАРН на региональном уровне?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
«Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.»
Что должен содержать отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?
Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000
Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.
Какой документ утверждает Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
«Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
Кем утверждается перечень организаций, в которых должен быть ПЛАРН?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
«Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.»
Что обязаны делать эти организации?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
Организации обязаны:
В чем заключается прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
«С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Целью прогнозирования является определение:
Чему должно быть равно время локализации разлива?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
«При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.»
Кто осуществляет руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
«Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах. Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля. При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе принять решение о созыве Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.»
Когда мероприятия по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов считаются завершенными?
Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002
«Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:
Какой документ регламентирует определение нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации?
Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003
Приказ МПР №156 от 03.03.2003 «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»»
В какой форме организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России?
Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003
Перечень обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов в территориальные органы и Спецморинспекции МПР России:
Каковы значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации?
Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003
На внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации:»
Объект |
Нижний уровень разлива, масса (т) |
Азовское море |
0,5 |
Черное море |
1 |
Каспийское море |
|
- Северный Каспий |
0,5 |
- устье Волги |
0,1 |
Балтийское море |
0,3 |
Моря Северного Ледовитого океана |
0,5 |
Устье Северной Двины |
0,3 |
Моря Тихого океана |
1 |
На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот):
Категория водных объектов |
Нижний уровень разлива, масса (т) |
|
легкие нефтепродукты |
нефть и тяжелые нефтепродукты |
|
Рыбохозяйственные водоемы |
0,5 |
1 |
Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования |
0,5 |
1 |
Водоемы культурно-бытового водопользования |
1 |
1,5 |
На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот):
Источник загрязнения |
Вид загрязнения |
Вид территории |
|||||
промышленные площадки |
территории населенных пунктов |
водоохранные зоны водных объектов |
Прочие территории |
||||
с твердым покрытием |
Без покрытия |
с твердым покрытием |
без покрытия |
||||
Разведочные и эксплуатационные скважины |
Нефть <*> |
40 |
20 |
30 |
15 |
3 |
40 |
Нефте- и продуктопроводы <**> |
Нефть |
40 |
20 |
30 |
15 |
Любой факт разлива |
40 |
Легкие нефтепродукты |
30 |
15 |
20 |
5 |
30 |
||
Авто- и железнодорожные цистерны |
Нефть и тяжелые нефтепродукты |
10 |
5 |
5 |
3 |
Любой факт разлива |
10 |
Легкие нефтепродукты |
5 |
3 |
3 |
1 |
5 |
||
Крупнотоннажные стационарные хранилища |
Нефть |
30 |
15 |
20 |
7 |
3 |
30 |
Тяжелые нефтепродукты |
40 |
20 |
30 |
15 |
5 |
40 |
|
Легкие нефтепродукты |
20 |
7 |
10 |
5 |
1 |
20 |
|
Мелкотоннажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепродуктов и иные источники |
Нефть |
10 |
5 |
6 |
2 |
Любой факт разлива | 10 |
Тяжелые нефтепродукты |
20 |
7 |
10 |
5 |
20 |
||
Легкие нефтепродукты |
10 |
5 |
6 |
0,5 |
10 |
<*> Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.
<**> В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 07.07.97, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.
Какой документ утверждает Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации?
Для чего осуществляется планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?
«Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.»
Что является зоной действия Плана ЛАРН?
«Зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий). В пределах зоны действия Плана организация обязана обеспечить ЛРН независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в этой зоне, могут привлекаться к выполнению работ по ЛРН на договорной основе.»