План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)

Какие основные документы регламентируют разработку планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)?

Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

Приказ МПР №156 от 03.03.2003

Приказ МЧС №621 от 28.12.2004

  • Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 №240) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»
  • Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
  • Приказ МПР №156 от 03.03.2003 «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»
  • Приказ МЧС №621 от 28.12.2004 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»

Какой документ утверждает Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000?

Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

«Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»

Какой максимально возможный объем нефти и нефтепродуктов принимается за исходный при разливе?

Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

«Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

  • нефтеналивное судно - 2 танка;
  • нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
  • стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
  • автоцистерна - 100 процентов объема;
  • железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
  • трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;
  • трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней;
  • стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.»

 

Как категорируются чрезвычайные ситуации в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности и во внутренних пресноводных водоемах?

Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

«Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
  • муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
  • территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
  • регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
  • федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).»

 

Как категорируются чрезвычайные ситуации в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на море?

Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

«В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.»

 

Что должно предусматриваться ПЛАРН?

Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

«Планом должны предусматриваться:

    • прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
    • количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;
    • организация взаимодействия сил и средств;
    • состав и дислокация сил и средств;
    • организация управления, связи и оповещения;
    • порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
    • система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
    • первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
    • географические, навигационно - гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
    • обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
    • график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
    • организация материально - технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.»

     

    Что должно учитываться при расчете необходимого количества сил и средств?

    Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

    При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

    • максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
    • площадь разлива;
    • год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
    • максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
    • физико - химические свойства нефти и нефтепродуктов;
    • влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
    • гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
    • возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно - спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
    • наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
    • транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
    • время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
    • время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.

     

    Кем разрабатывается ПЛАРН на море на федеральном уровне?

    Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

    «План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на море на федеральном уровне разрабатывается Государственной морской аварийной и спасательно - координационной службой Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утверждается Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.»

    Кем разрабатывается ПЛАРН на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне?

    Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

    «План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.»

    Кем разрабатывается ПЛАРН на региональном уровне?

    Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

    «Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.»

    Что должен содержать отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?

    Постановление Правительства РФ №613 от 21.08.2000

    Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:

    • причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
    • описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
    • оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
    • затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
    • расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
    • уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
    • состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
    • предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно - спасательных формирований (служб).

    Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.

    Какой документ утверждает Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    «Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

     

    Кем утверждается перечень организаций, в которых должен быть ПЛАРН?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    «Перечень организаций (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.»

    Что обязаны делать эти организации?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    Организации обязаны:

    • создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
    • немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
    • иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
    • обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
    • содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
    • принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
    • разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
    • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
    • проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
    • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
    • создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

     

    В чем заключается прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    «С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
    Целью прогнозирования является определение:

    • возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
    • границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
    • последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.»

     

     

    Чему должно быть равно время локализации разлива?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    «При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.»

    Кто осуществляет руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    «Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах. Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля. При разливах нефти и нефтепродуктов, приобретающих региональное и федеральное значение, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вправе принять решение о созыве Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.»

    Когда мероприятия по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов считаются завершенными?

    Постановление Правительства РФ №240 от 15.04.2002

    «Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

    • прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
    • сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
    • размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

    Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
    Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:

    • исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
    • допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно - гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
    • обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

     

    Какой документ регламентирует определение нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации?

    Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003

    Приказ МПР №156 от 03.03.2003 «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»»

    В какой форме организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России?

    Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003

    Перечень обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов в территориальные органы и Спецморинспекции МПР России:

    • Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов
    • Источник загрязнения
    • Причина разлива нефти и нефтепродуктов
    • Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов
    • Площадь загрязнения
    • Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории)
    • Гидрометеорологическая обстановка
    • Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды
    • Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории
    • Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии
    • Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН
    • Принятые меры
    • Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации

     

    Каковы значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации?

    Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003

    На внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации:»

    Объект

    Нижний уровень разлива, масса (т)

    Азовское море

    0,5

    Черное море

    1

    Каспийское море

     

    - Северный Каспий

    0,5

    - устье Волги

    0,1

    Балтийское море

    0,3

    Моря Северного Ледовитого океана

    0,5

    Устье Северной Двины

    0,3

    Моря Тихого океана

    1

    На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот):

    Категория водных объектов

    Нижний уровень разлива, масса (т)

    легкие нефтепродукты

    нефть и тяжелые нефтепродукты

    Рыбохозяйственные водоемы

    0,5

    1

    Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования

    0,5

    1

    Водоемы культурно-бытового водопользования

    1

    1,5

    На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот):

    Источник загрязнения

    Вид загрязнения

    Вид территории

    промышленные площадки

    территории населенных пунктов

    водоохранные зоны водных объектов

    Прочие территории

    с твердым покрытием

    Без покрытия

    с твердым покрытием

    без покрытия

    Разведочные и эксплуатационные скважины

    Нефть <*>

    40

    20

    30

    15

    3

    40

    Нефте- и продуктопроводы <**>

    Нефть

    40

    20

    30

    15

    Любой факт разлива

    40

    Легкие нефтепродукты

    30

    15

    20

    5

    30

    Авто- и железнодорожные цистерны

    Нефть и тяжелые нефтепродукты

    10

    5

    5

    3

    Любой факт разлива

    10

    Легкие нефтепродукты

    5

    3

    3

    1

    5

    Крупнотоннажные стационарные хранилища

    Нефть

    30

    15

    20

    7

    3

    30

    Тяжелые нефтепродукты

    40

    20

    30

    15

    5

    40

    Легкие нефтепродукты

    20

    7

    10

    5

    1

    20

    Мелкотоннажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепродуктов и иные источники

    Нефть

    10

    5

    6

    2

    Любой факт разлива

    10

    Тяжелые нефтепродукты

    20

    7

    10

    5

    20

    Легкие нефтепродукты

    10

    5

    6

    0,5

    10

    <*> Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.
    <**> В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 07.07.97, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.

     

    Какой документ утверждает Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации?

    Приказ МЧС №621 от 28.12.2004

     

    Для чего осуществляется планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов?

    Приказ МЧС №621 от 28.12.2004

    «Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.»

    Что является зоной действия Плана ЛАРН?

    Приказ МЧС №621 от 28.12.2004

    «Зоной действия Плана является территория, граница которой соответствует максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктом, с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий). В пределах зоны действия Плана организация обязана обеспечить ЛРН независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. Силы и средства других организаций, осуществляющих свою деятельность в этой зоне, могут привлекаться к выполнению работ по ЛРН на договорной основе.»

    Что вкл

Комментарии
Конфереция