Лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов имеют только 1218 из 30124 АЗС - Ростехнадзор

29-31 мая в Сочи прошел Всероссийский семинар-совещание руководителей территориального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Совершенствование надзорной деятельности на предприятиях нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности». По основным вопросам организации лицензирования взрывоопасных производственных объектов и надзору за соблюдениям требований промышленной безопасности при эксплуатации автозаправочных станций выступила начальник отдела Управления по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта Светлана Анатольевна ЖУЛИНА.
О лицензировании эксплуатации АЗС как взрывоопасных производственных объектов
Светлана Жулина
В 2007 году во исполнение вновь принятого Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов территориальные органы Ростехнадзора приступают к лицензированию эксплуатации автозаправочных станций как взрывоопасных производственных объектов.
В настоящее время Ростехнадзор осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический и энергетический надзор на автозаправочных станциях. 3308 автозаправочных станций внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов.
Обследования указанных АЗС, проведенные территориальными управлениями Ростехнадзора показали, что территории, оборудование и производственные помещения в большинстве случаев не соответствуют установленным нормам безопасности и правилам технической эксплуатации АЗС . Отсутствуют системы улавливания углеводородов, очистные сооружения, системы контроля взрывоопасных концентраций газовоздушной среды на территории площадки АЗС, обеспечивающие взрывобезопасность и экологическую безопасность производственного процесса приема, хранения и отпуска топлива владельцам автомобилей. Часть резервуаров нефтепродуктов непригодна к дальнейшей эксплуатации, так как смонтирована в 40-х – 80-х годах прошлого века и эксплуатируется на протяжении длительного срока с нарушениями правил технической эксплуатации. Большинство АЗС эксплуатируется частными лицами или индивидуальными предпринимателями по кратковременным договорам аренды с владельцами АЗС и у них отсутствует проектная и исполнительно-техническая документация, регламентирующая безопасность проведения работ. Работники и специалисты АЗС, связанные с организацией, руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах не проходят обучение и проверку знаний по охране труда, а также медицинские осмотры и все виды инструктажей. АЗС не укомплектованы материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций. Не соблюдаются сроки периодических зачисток и испытаний резервуаров. Технологические трубопроводы и электрооборудование не проходят своевременные испытания.
Значительное количество жалоб граждан указывает на нарушения требований безопасности при строительстве новых автозаправочных станций в селитебной зоне. В основном проблемы возникают из-за несоблюдения санитарной зоны при проектировании и строительстве автозаправок. Они располагаются очень близко к жилым домам. Такого рода проблемы возникли в Ульяновской области, в Республике Башкортостан, в Красноярском крае, в городах Балашиха и Дегунино Московской области.
Поэтому перед Управлением по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта и территориальными управлениями Ростехнадзора сейчас стоит важная задача организовать действенный государственный надзор за эксплуатацией АЗС и как первый этап – лицензирование их эксплуатации.
В настоящее время Ростехнадзором разработан план мероприятий по лицензированию эксплуатации автозаправочных станций, который согласован с общественными организациями «ОПОРА России» и «Российский топливный союз».
В соответствии с планом мероприятий должно быть проведено информирование хозяйствующих субъектов о порядке оформления лицензий через письма, средства массовой информации.
По состоянию на 1 мая 2007 года в Ростехнадзоре имеется информация о 30124 АЗС, которые эксплуатируются 12688 хозяйствующими субъектами. При этом только 1218 организаций имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов .
В целях обеспечения равномерности процедур лицензирования и контрольных проверок территориальным управлениям целесообразно совместно с организациями разработать мероприятия по координации подготовки хозяйствующих субъектов к лицензированию, а также графики представления документов на оформление лицензий.
До конца 2007 года необходимо провести регистрацию автозаправочных станций в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Часть мероприятий по выполнению лицензионных условий и требований, таких как подготовка и аттестация руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, проведение экспертизы промышленной безопасности, сертификация технических устройств и других может быть проведена только с участием уполномоченных организаций. Это учебные центры, экспертные организации и другие организации, оказывающие услуги при лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов .
В целях обеспечения открытости проводимой работы и повышения эффективности взаимодействия между Ростехнадзором, общественными объединениями, организациями, эксплуатирующими АЗС, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Положения о лицензировании предлагается образовать Координационный совет.
Основными задачами Совета являются:
анализ практики лицензирования эксплуатации АЗС, оценка эффективности мер, направленных на решение задач в области обеспечения безопасности эксплуатации АЗС, определение способов, форм и этапов реализации лицензирования и надзора за эксплуатацией АЗС, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этих областях.
подготовка предложений по разработке нормативных документов, выработке основных направлений по организации лицензирования и надзора за эксплуатацией АЗС, а также по определению мер, направленных на их реализацию;
решение организационных и иных вопросов, связанных с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ научных и иных организаций, а также ученых и специалистов.
Для координации работ с центральным аппаратом и оперативности решения различных вопросов при лицензировании эксплуатации АЗС в территориальных управлениях необходимо приказами назначить должностных лиц, ответственных за координацию указанных работ.
В настоящее время АЗС контролируются силами отделов химнадзора территориальных управлений, общая численность инспекторского состава составляет 387 чел. Средняя численность инспекторов в управлениях - 4 человека. Надзорные подразделения в основном малочисленны и не самостоятельны. В одиннадцати УТЭН надзор осуществляется одним инспектором. Отдел МТУ по Центральному федеральному округу не укомплектован (всего 3 инспектора).
С взятием под надзор АЗС количество поднадзорных объектов нефтепродуктообеспечения увеличится в 10 раз. Руководителям территориальных органов в целях выполнения поставленной задачи необходимо будет оптимизировать структуру с учетом имеющейся численности инспекторского состава и формы надзорной деятельности на указанных объектах.
В целях повышения эффективности надзора целесообразно обеспечить комплексный подход к проведению надзорных мероприятий с привлечением всех видов надзора, осуществляющих свои функции на указанных объектах, с общей координацией подразделениями химнадзора.
В целях оказания методической помощи территориальным управлениям Ростехнадзора и хозяйствующим субъектам Управлением разработан проект рекомендаций по лицензированию эксплуатации АЗС как взрывоопасных производственных объектов. Рекомендации переданы на согласование в общественную организацию Опора России и территориальным управлениям на прошлой неделе.
Также в соответствии с программой мероприятий мы планируем провести обучающий семинар для начальников отделов и инспекторов осенью настоящего года .
Следует отметить, что для обеспечения процедуры лицензирования потребуется более 11000 бланков лицензий и приложений к ним. Территориальным управлениям необходимо обеспечить во втором полугодии 2007 года необходимое количество документом.
В заключение хотела бы отметить, что лицензирование эксплуатации АЗС уже сегодня находится под контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Ростехнадзор получил представление по нарушениям лицензионного законодательства в УТЭН по Республике Мордовия.
С другой стороны общественными организациями организованы массовые жалобы в Правительство Российской Федерации. Так, например, только из города Балаково Саратовской области получено одновременно пять жалоб одного содержания.
Поэтому руководителям территориальных управлений необходимо уделить большое внимание соблюдению лицензионного законодательства, а также вопросу организации надзора за эксплуатацией АЗС.
Комментарии
Конфереция