В течение ближайших двух недель на российском рынке нефтепродуктов прогнозируется дальнейшее снижение цен

В течение прошедшей недели цены на нефтепродукты на внутреннем рынке России демонстрировали отрицательную динамику, однако темпы снижения оказались достаточно низкими. Это было обусловлено сохранением стабильного уровня цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках, что позволило участникам рынка сохранить приемлемые объемы экспорта энергоносителей. Наиболее значимым фактором оказался крайне высокий спрос на нефть в Европе, следствием чего стало увеличение спрэда между ценами на WTI и Brent.
Последнее обстоятельство привело к тому, что цены на нефть для переработки на внутреннем рынке понизились незначительно, в то время как большинство прогнозов говорило о возвращении к уровням апреля. Такие образом, потенциал для снижения цен на ряде российских НПЗ, прежде всего, тех, которые работают по давальческим схемам, оказался крайне ограниченным. Кроме того, рынок поддерживал крайне высокий спрос на бензин на внутреннем рынке. В результате, к концу мая на рынке сформировалась плавная понижательная тенденция, которая сохранилась вплоть до сегодняшнего дня. Стоит также отметить заметное увеличение спрэда между ценами на бензин и дизельное топливо, что было вызвано увеличением уровня предложения дизеля на внутреннем рынке.
В течение ближайших двух недель на российском рынке нефтепродуктов следует ожидать дальнейшего снижения цен, однако темпы этого снижения останутся незначительными, что будет вызвано сохранением действия большинства факторов, оказывающих влияние на цены в течение последней недели. Так, потенциал для снижения цен на Уфимской группе НПЗ в настоящее время не превышает 500 руб./т по высокооктановым бензинам, а потенциал снижения цен на дизель и вовсе фактически исчерпан.
В течение этого периода наиболее значимой для рынка информацией будет оставаться динамика мировых цен на нефть, от которых будет во многом зависеть и стоимость сырья на внутреннем рынке России. В последнее время просматривается прямая зависимость между ценами на нефть и объемом производства автомобильного бензина в США. Дело в том, что в летний период традиционно именно бензин является наиболее важным видом топлива для большинства стран. В этих условиях от объемов производства бензина будет зависеть и ситуация на сырьевом рынке. Сегодня существует вероятность, как роста данного показателя, так и сохранения его на достаточно низком уровне.
Рост объемов производства бензина в Америке повлечет за собой стабилизацию на топливном рынке, что окажет давление на котировки нефти. При этом существует возможность приведения спрэда между ценами на Brent и WTI к нормальному уровню. Напомним, что снижение цен на техасскую нефть по отношению к североморской было связано с затянувшимися проблемами на НПЗ США, в то время как ситуация с нефтепереработкой в Европе была не столь плачевной, и спрос на нефть в Европе со стороны переработчиков был достаточно высоким.
Сохранение низкого уровня производства бензина в Америке приведет к усилению напряженности на топливном рынке, оказав поддержку и котировкам нефти, прежде всего - североморской. Это будет вызвано увеличением импорта бензина в США, в связи со стремлением последних не допустить падения товарных запасов автомобильного топлива в стране. Между тем, низкий коэффициент загруженности американских НПЗ станет причиной сохранения относительно низкого спроса на нефть в Америке, в результате чего соотношение цен на Brent и WTI не изменится.
Таким образом, в случае роста мировых цен на нефть и усиления напряженности на рынке нефтепродуктов США и Европе, существует вероятность пропорционального увеличения цен на нефть на внутреннем рынке России, что позволит ценам на топливо возобновить рост. В то же время, при сохранении на мировом рынке нефти волатильной боковой тенденции, существует вероятность снижения цен на нефть для переработки на внутреннем рынке, что негативно скажется и на стоимости продукции большинства НПЗ.
Тем не менее, данный фактор окажет влияние на рынок лишь к концу июня, тогда как в течение ближайших двух недель существенных колебаний ожидать не следует. Высокий спрос на автомобильное топливо не позволит ценам на него существенно понизиться, а дизельное топливо подешевело практически до предельного уровня, и сохранение отрицательной динамики на рынке дизеля представляется маловероятным. Более того, в течение последней недели наблюдался эпизодический рост цен на дизтопливо в ряде регионов. В частности, повышение было отмечено на Уфимской группе НПЗ и в Московском регионе.
В течение ближайшего месяца ситуация на российском рынке нефтепродуктов будет развиваться по одному из двух наиболее вероятных сценариев. Первый сценарий характеризуется сохранением и углублением коррекции в оптовом секторе рынка. Темпы снижения цен будут расти по мере приближения июля. Наступление этого сценария возможно при боковой, либо понижательной тенденции на мировом рынке нефти. В результате это приведет к падению цен на дизельное топливо и бензины А-76/80 и Аи-92 на 4,5%, 2% и 2,5% соответственно. Второй сценарий, основанный на росте котировок нефти, приведет к возобновлению положительной динамики на российском рынке нефтепродуктов, что позволит ценам повыситься в среднем на 2% (бензины) и 2,5% (дизельное топливо).
Комментарии
Конфереция