Через неделю ФАС обнародует данные о «Пране» и «Юнитексе», купившими активы ЮКОСа

Ровно неделя осталась до развязки загадочной истории с покупкой 12-го и 13-го лотов ЮКОСа неизвестными ООО — «Юнитекс» и «Прана». Бенефициаров компаний, заплативших в совокупности 112,5 млрд руб. за активы банкрота, 29 и 30 мая поочередно раскроет ФАС в рамках вынесения разрешения на покупку лотов.
ООО «Юнитекс», купившее сбытовые предприятия ЮКОСа в европейской части России, в том числе 537 АЗС, возглавляет Александр Басманов, которого связывают с Газпромбанком. Вторая же фирма, заплатившая 4 млрд долл. за офис ЮКОСа и ряд активов, которые, по некоторым данным, владеют наличностью на несколько миллиардов долларов, — загадка для всех. Несмотря на то что в России существует более 30 ООО «Прана», наиболее вероятным покупателем трейдерских активов и недвижимости ЮКОСа считается компания, возглавляемая Владимиром Есаковым. Его связи с крупными холдингами найти не удалось.
Были неясны и бенефициары ЗАО «Промрегион Холдинг», купившего 3 мая кубанские энергоактивы ЮКОСа. Рынок связывал компанию с ЛУКОЙЛом. Ситуацию неожиданно прояснила ФАС, раскрывшая цепочку управления ЗАО (согласно данным РБК daily, компанию контролируют члены совета директоров ЛУКОЙЛа Сергей Михайлов и Михаил Бережной). Ведомство не смогло выявить конечных выгодоприобретателей при покупке активов ЮКОСа и отказало «Промрегион Холдингу» в сделке.
В итоге южные активы банкрота будут предложены ООО «Нефть-Актив» (подконтрольно «Роснефти») и ООО «Версар» (неизвестно, в чьих интересах действует компания). Пресс-секретарь конкурсного управляющего ЮКОСа Николай Лашкевич сообщил РБК daily, что дата, когда лот «Промрегион Холдинга» будет предложен другим участникам аукциона, скорее всего будет объявлена на следующей неделе.
Ситуацию с бенефициарами «Юнитекса» и «Праны» 29 и 30 мая прояснит ФАС: именно до этого времени ведомство рассматривает заявки компаний на приобретение активов ЮКОСа, сообщили РБК daily в ФАС. «Окончательное решение пока не вынесено, собственники компаний до решения не раскрываются», — добавили в ведомстве. По словам г-на Лашкевича, владельцы «Юнитекса» и «Праны» ему также неизвестны. Он отметил, что компании пока не перечислили средства за приобретенные лоты, но у них еще есть на это время (14 дней после заключения договора купли-продажи).
Ранее, 15 мая, руководитель ФАС Игорь Артемьев заявлял, что ведомство может отказать «Пране» в приобретении активов из-за «непрозрачной структуры собственности». Владельцы «Юнитекса», по его словам, ФАС известны «наполовину». «Мы неплохо представляем себе, кто это. Мы послали запросы, у компании есть несколько дней, чтобы ответить нам», — говорил тогда чиновник.
Вместе с тем участники рынка готовы разделить лоты №12 и №13, если ФАС откажет победителям торгов. «Роснефть» сохраняет интерес к активам, приобретенным «Праной», заявил на прошлой неделе вице-президент компании Питер О’Браен. Он подтвердил, что борьба велась за нематериальные активы, входившие в лот. Это материально-производственные запасы, дебиторская задолженность, торговые соглашения с некоторыми активами, которые уже куплены «Роснефтью», а также АЗС в Москве, система управления информацией в торговом доме, пояснял тогда вице-президент.
«Нефть-Актив» и «Версар» не зарегистрировались на аукционе по продаже сбытовых активов ЮКОСа, купленных «Юнитексом». Представители «Роснефти» после завершения торгов говорили, что заинтересованы в заправках банкрота, а от участия отказались из-за проходившего в тот же день аукциона по «самарской группе НПЗ» и невозможности провести необходимую оценку лота №12 в короткие сроки. О намерении купить «Юнитекс» говорил НОВАТЭК, крупнейший в РФ независимый производитель природного газа и второй по добыче природного газа после «Газпрома» (владеет 19,39% акций в НОВАТЭКе).
Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities не берется предположить, повторится ли ситуация с «Промрегион Холдингом» в случае «Праны» и «Юнитекса». Он отмечает, что если победа «Праны» будет аннулирована и «Роснефть» с «Версаром» не захотят выкупить лот за 4 млрд долл., то будет назначен новый аукцион. «Это негативно отразится на акционерах ЮКОСа — 4 млрд пополняли конкурсную массу, и они рассчитывали на часть от этих средств», — говорит аналитик. Г-н Черепанов отмечает, что ФАС может не разрешить сделку в том числе и из-за ограничений по конкуренции. «То есть за «Юнитексом» с этой точки зрения должна стоять компания, владеющая небольшим количеством АЗС в Центральном регионе», — считает аналитик. Однозначного монополиста в Центральном регионе нет. Однако ситуация в каждой конкретной области разная. Согласно данным ФАС за 2005 год, более 65% реализации автобензинов на розничном рынке в Смоленской области занимала «Роснефть», в Орловской и Тамбовской — ЮКОС, в Костромской — «Славнефть».
Комментарии
Конфереция