Россия передала свою долю в Каспийском трубопроводном консорциуме "Транснефти"

Россия передала свою долю в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) в управление "Транснефти". Чиновники надеются, что госкомпания будет эффективнее отстаивать интересы страны в проекте, но эксперты сомневаются в этом.
КТК владеет нефтепроводом с месторождения Тенгиз в Казахстане до Новороссийска. В 2006 г. по КТК прошел 31 млн т нефти. ЗАО "КТК-Р" эксплуатирует российскую часть нефтепровода, ЗАО "КТК-К" — казахстанскую. России в обоих ЗАО принадлежит 24%, Казахстану — 19%, султанату Оман — 7%. Частные акционеры — Chevron (15%), СП "Лукойла" и BP (12,5%), СП "Роснефти" и Shell (7,5%) и др. Чистый убыток КТК-Р в 2005 г. — 10,5 млрд руб.
Президент Путин подписал указ о передаче в доверительное управление "Транснефти" 24% акций в ЗАО "КТК-Р" и "КТК-К". Указ вступил в силу. Госдоля передается "Транснефти" "в целях повышения эффективности управления", сообщила пресс-служба Кремля. Отдать госдолю в КТК в управление "Транснефти" предложило Минпромэнерго, полагая, что она будет отстаивать интересы государства эффективнее чиновников. У России непростые отношения с частными собственниками КТК. В 1996 г. акционеры подписали договор о расширении трубы до 67 млн т в год. Но Россия блокирует это решение, требуя снизить ставки по кредитам КТК с 14% до 10,5% и увеличить тарифы на прокачку нефти с $29 до $38 за тонну. Высокие проценты по кредитам, взятым у частных акционеров КТК, приводят к убыткам и к тому, что консорциум фактически не платит налогов, жаловался чиновник Минпромэнерго. На собрании акционеров КТК в конце марта эти вопросы не рассматривались, утверждает представитель КТК. Ситуация остается сложной и неразрешенной, признается представитель Chevron. Комментировать решение России они отказались. Передача пакета "Транснефти" "приведет к ситуации, которая будет воспринята как явный конфликт интересов", предупреждал ранее руководитель российского представительства Chevron Йен Макдоналд. "Представление о нашей конкуренции ложное: мы поставляем в южном направлении российскую, а КТК — казахстанскую нефть", — парирует вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. "Транснефть" вряд ли поможет России разрешить конфликт с акционерами КТК, считает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Медлить с расширением КТК нельзя, предупреждает он: у Казахстана много возможностей для перераспределения экспортных потоков, а нефть КТК будет необходима для заполнения трубы Бургас — Александруполис. Контроль в этом проекте принадлежит России.
Комментарии
Конфереция