Анализ спроса на бензины и дизельное топливо в России

ООО «ИнфоТЭК-Консалтинг»
Н.А. Шуляр
В 2006 году в РФ было произведено 34,4 млн тонн автобензинов. Это на 7,4% больше, чем в 2005 году, когда было произведено 31,9 млн тонн. При этом экспорт автобензинов вырос на 20,4%, несмотря на рост ликвидности этого продукта на внутреннем рынке.
Данные по бензину, Млн тонн
 ПроизводствоВнутренний рынокЭкспорт
2005 год31,927,04,9
2006 год34,428,55,9

Дизельного топлива было произведено 64,2 млн тонн (на 7% больше, чем в прошлом году, когда было произведено 60 млн тонн). Темпы роста производства дизельного топлива примерно соответствуют темпам роста бензина. Тем не менее, объемы экспорта этого продукта выросли меньше - на 7,2%.
Данные по дизтопливу, Млн тонн
 ПроизводствоВнутренний рынокЭкспорт
2005 год60,030,329,7
2006 год64,232,431,8

Таким образом, потребление (поставки) автобензина на внутреннем рынке РФ в 2006 года составило 28,5 млн тонн (прирост 5,6% к уровню прошлого года) и дизельного топлива 32,4 млн тонн (прирост 7% к уровню прошлого года).
Структурные изменения в потреблении в точности отвечают изменениям в составе автомобильного парка, что особенно заметно в региональном разрезе. Рост потребления высокооктановых бензинов наиболее заметен в мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге, регионах-донорах (в том числе в нефтяных) и приграничных регионах. В остальных регионах с более низким уровнем жизни, и, как следствие, с более старым и более дешевым парком машин по-прежнему существует спрос на 76-й бензин, хотя одновременно идет развитие розничных продаж сжиженного газа через строящиеся газовые или многотопливные заправки.
Рост потребления дизтоплив наиболее заметен в тех же регионах, что и высокооктановых бензинов, и, кроме того, на трассах, по которым осуществляются поставки товаров в мегаполисы и регионы с высоким уровнем жизни. При этом, однако, следует отметить начавшиеся изменения в составе автопарка в сторону его дизелизации, в разрез с традиционными потребительскими предпочтениями автовладельцев, связанными причинно-следственными связями с предложением легковых автомашин автомобильными компаниями.
По всей видимости, как показывает и анализ на региональном уровне, началось обновление дизельного парка грузовых машин и спецтехники, находящихся в собственности юридических лиц. Дополнительным фактором, определяющим спрос на дизельное топливо, является рост объема грузоперевозок на межгосударственном, межрегиональном и внутрирегиональном уровнях, имеющее место в уже названных регионах.
Комментарии
Конфереция