"Газпром" выходит на розничный рынок топлива через Южную нефтегазовую компанию

Купленная "Газпромом" в конце 2006 г. у ростовской компании "Инвестпром" сеть из 25 АЗС начнет работу под брендом газового концерна этим летом. В ближайшие два года компания планирует расширить сеть на юге России до 200 АЗС. Участники рынка предполагают, что структуры "Газпрома" продолжат скупку действующих местных сетей.
Южная нефтегазовая компания ("дочка" ОАО "Газэнергосеть") создана в августе 2006 г. для оптовых и розничных поставок нефтепродуктов. В нее входят три нефтебазы, 25 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае, автотранспортное предприятие. Среднесуточный объем реализации нефтепродуктов на каждой АЗС - 25-30 куб. м. "Газэнергосеть" - единый оператор "Газпрома" на рынке сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов. По данным компании, в 2006 г. объем реализации нефтепродуктов составил 62700 т, выручка - 8,6 млрд руб., чистая прибыль - 238 млн руб. Крупные игроки на рынке ЮФО - "Лукойл" (около 400 АЗС), "Роснефть" (около 300), ТНК-ВР (около 120 АЗС под брендами "Мегаполис ТНК", "Башнефть", "Ростовнефтепродукт").

В ноябре 2006 г. "Газэнергосеть" завершила сделку по приобретению трех нефтебаз и 25 АЗС у ростовского "Инвестпрома", для управления новыми активами была создана Южная нефтегазовая компания (ЮНГК). Тогда объемы инвестиций компании в регион, в том числе в создание ЮНГК, составили более чем $100 млн, сообщалось на официальном сайте компании.
Ребрендинг первой заправки "Газпрома" на пр-те Шолохова в Ростове уже практически завершен - изменен внешний вид АЗС, установлено новое топливно-раздаточное оборудование, позволяющее увеличить скорость налива в 1,5 раза - до 50 л/мин, рассказывает пресс-секретарь ЮНГК Екатерина Гострова. По ее словам, ребрендинг остальных 24 АЗС будет завершен к началу лета. В ближайшие два года на территории ЮФО число заправок под брендом "Газпром" планируется увеличить до 200, рассказывает PR-менеджер "Газэнергосети" Анастасия Спиридонова. Возможны как открытие новых, так и покупка действующих АЗС. Объем инвестиций не раскрывается.
Для строительства такого числа АЗС и необходимых нефтебаз (порядка 20-25) "Газэнергосети" потребуется $700-800 млн, оценивает аналитик "Финама" Владислав Исаев. "Но, скорее всего, основная часть новой сети будет создана путем поглощений, поэтому объем инвестиций будет существенно меньше", - полагает Исаев. На автотрассах региона высокая плотность АЗС, поэтому покупка существующих станций наиболее предпочтительна, соглашается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
В ЮФО объем реализации моторного топлива составляет 2,7 млн т в год, продажи растут на 15-20%, говорит Исаев. Число авто в регионе ежегодно увеличивается на 10-15%, отмечает сотрудник пресс-службы "Лукойла". Если Сочи победит в конкурсе за право проведения Олимпийских игр, возможен и рост объемов грузоперевозок, поэтому юг России - приоритетный для развития сети "Лукойла" регион, добавляет он.
В перспективе рынок будет поделен между "Лукойлом", "Газпромом" и "Роснефтью", прогнозирует Исаев. При этом "Газпром" может нацеливаться на 30% рынка, но для этого сети в 200 АЗС будет недостаточно, считает он. Аналитик "Брокеркредитсервиса" Екатерина Кравченко полагает, что этот бизнес привлекателен для всех нефтегазовых компаний за счет меньшей технологичности и высокой рентабельности. Например, "Лукойл" в 2007 г. намерен увеличить число АЗС на несколько десятков, строя новые и покупая существующие активы в Калмыкии, Адыгее и Кабардино-Балкарии.
Комментарии
Конфереция