Петербургские перевозчики рассказали о проблемах и перспективах работы на рынке пассажирских перевозок

Руководители крупнейших транспортных компаний, осуществляющих по договору с городом перевозку пассажиров в Санкт-Петербурге, в числе которых ОАО «Третий парк», ООО «Питер-Авто», ООО «Петербургская транспортная компания», подвели итоги годовой работы на маршрутах и рассказали журналистам о проблемах и перспективах развития автобусных пассажирских перевозок.
Руководители крупнейших транспортных компаний
Итоги года
Уже год, с 1 апреля 2006 года, маршрутные перевозчики, признанные победителями конкурса, приступили к выполнению обязательств, взятых на себя в соответствии с заключенными по результатам конкурса договорами на обслуживание городских маршрутов. На сегодняшний день, ежедневно 686 автобусов большой вместимости, принадлежащие перевозчикам-победителям, выполняют перевозки на городских социальных маршрутах Санкт-Петербурга. Шесть транспортных компаний, выигравших конкурс, и ГУП «Пассажиравтотранс» объединены в Ассоциацию перевозчиков пассажиров. По данным членов Ассоциации, свыше 1,5 млрд рублей собственных средств проинвестировано частными перевозчиками в приобретение новых автобусов большой вместимости для организации социальных перевозок пассажиров в Санкт-Петербурге и пригороде, в том числе и льготных категорий. Свыше 1 млрд рублей проинвестировано членами Ассоциации в приобретение новых автобусов малой и средней вместимости для пополнения и обновления работающего подвижного состава автобусов, которые должны ежедневно перевозить пассажиров на городских коммерческих маршрутах. Как подчеркивают в Ассоциации, указанные средства не учитывают ежемесячных эксплуатационных расходов, связанных с содержанием указанного количества автобусов (приобретение топлива, оплата работы водителей и кондукторов, мойки и ремонта автобусов, содержание ремонтных и производственных помещений и т.д.). Объем соответствующих расходов достигает 200 млн. рублей в месяц.
Субсидии на социальные перевозки не компенсируют и половины затрат перевозчиков
Объем транспортной работы, выполненной маршрутными перевозчиками с момента начала работы по обслуживанию 224 социальных маршрута составляет свыше 40 млн.км. Перевозчики отмечают, что для обеспечения окупаемости приобретенных новых автобусов, работающих на городских социальных маршрутах, должна осуществляться полноценная работа по обслуживанию коммерческих маршрутов в объеме 3882 автобуса различной вместимости. Руководители транспортных компаний сетуют на то, что социальные перевозки пассажиров являются полностью убыточным видом деятельности. Как сообщили Au92 в Комитете по транспорту, субсидии на осуществление социальных перевозок, выделенные городским бюджетом на 2007 год составили для ГУП «Пассажиравтотранс» 1204 млрд рублей, для коммерческих перевозчиков – 443 млн рублей. По сравнению с 2006 годом эта сумма не увеличилась и составляет лишь треть от дотаций ГУП «Пассажиравтотранс», хотя коммерческие перевозчики обслуживают половину социальной сети города. По словам заместителя генерального директора ООО «Петербургская транспортная компания» Александра Анташевского, обслуживание одного социального автобуса, выходящего на маршрут обходится компании примерно в 7000 рублей в сутки, при этом примерно только 2000 рублей возвращается с продажи карточек и субсидий. Таким образом, примерный убыток 686 социальных автобусов ежедневно составляет около 3 500 млн рублей.
Нелегальные перевозчики приносят убытки компаниям-победителям
Главным проблемным вопросом для перевозчиков остается работа нелегальных компаний на маршрутах и отсутствие каких-либо действий со стороны Комитета по транспорту и Управления государственного автодорожного надзора по разрешению этой ситуации. Свыше 1100 автобусов разной вместимости обслуживается сейчас перевозчиками, которые не выиграли конкурс, не заключили договоры с Комитетом по транспорту, отмечают в ассоциации перевозчиков. «Эти компании фактически осуществляют нелегальную незаконную деятельность, что неоднократно подтверждалось соответствующими проверками, но, к сожалению, так и не привело к какому-то серьезному результату по освобождению маршрутной сети, которую город определил как собственность Санкт-Петербурга», - подчеркнул председатель Правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга Василий Киселев. Работа нелегалов несет убытки перевозчикам, которые взяли на себя обязательства по социальным маршрутам, поскольку затраты на социальные перевозки, а также финансирование и обслуживание подвижного состава должно компенсироваться нормальной работой на коммерческих маршрутах, с тем, чтобы получаемые средства на коммерческой маршрутной сети вкладывать в работу на социальных маршрутах. По словам руководителей транспортных компаний, от незаконной перевозки пассажиров нелегитимными перевозчиками на городских коммерческих маршрутах прямые убытки членов Ассоциации за период действия заключенных договоров составили более 375 млн. руб. По словам первого заместителя генерального директора ОАО "Третий парк" Михаила Богданова, к середине лета 2006 года вся маршрутная сеть Санкт-Петербурга была закрыта транспортом компаний победителей, и сегодня свыше 1100 автобусов незаконных перевозчиков осуществляет движение параллельно: на дублирующем маршруте начинаются гонки, что влияет на безопасность дорожного движения.
первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов
первый заместитель генерального директора ОАО Третий парк Михаил  Богданов


Заместитель гендиректора ООО «Петербургская транспортная компания» Александр Анташевский Заместитель генерального директора ООО Петербургская транспортная компания Александр  Анташевский
Перевозчики хотят арендовать автопарки с правом последующего выкупа
Одним из острых вопросов для перевозчиков остается проблема размещения подвижного состава. В настоящее время большинство перевозчиков заключило соответствующие договоры с ГУП «Пассажиравтотранс» на аренду помещений парка. Перевозчики отмечают, что город занимает скорее позицию коммерсанта, чем организации государственной власти, которая реагировала бы на социальную сферу работы перевозчиков. В связи с этим город установил арендную плату максимально приближенную к коммерческой деятельности других организаций. Большинство перевозчиков вложили большие средства в приобретение нового подвижного состава с расчетом дальнейшего приобретения парка ГУП «Пассажиравтотранс», который в настоящее время обслуживает 50% социальных маршрутов и использует 7 автобусных парков. Некоторые парки освобождены от автобусов. Перевозчики заинтересованы в аренде этих площадей с правом последующего выкупа без права перепрофилирования. «Имело бы смысл со стороны города рассмотреть подобное предложение и каким-то образом пойти на встречу маршрутным перевозчикам, которые по договору несут свои обязательства до 2010 года», - отмечается в заявлениях руководителей транспортных предприятий. Отметим, ООО «Питер-Авто» сегодня содержит 1800 единиц техники, 250 из которых работают на социальных маршрутах; ОАО «Третий парк» - 1700 единиц техники разной вместимости, их которых на социальных перевозках работают 214 автобусов; ООО «Петербургская транспортная компания» обслуживает 600 автобусов средней вместимости и 140 больших автобусов работает на социальных маршрутах. Как отмечают члены Ассоциации, в виду отсутствия необходимой окупаемости вложенных средств, маршрутные перевозчики не могут в должной мере вкладывать средства в приобретение дополнительного оборудования по обслуживанию парков автобусов (подъемники, мойки, технические автобусы, эвакуаторы и т.д.), а также приобрести или осуществлять строительство новых автобусных парков. В свою очередь городская администрация не готова реализовывать программу разгосударствления имеющихся автобусных парков, находящихся в казне Санкт-Петербурга.
Комментарии
Конфереция