Чиновники начали объединять "Транснефть" и "Транснефтепродукт"

Проект объединения "Транснефти" и "Транснефтепродукта" сдвинулся с мертвой точки. Премьер Михаил Фрадков направил в администрацию президента документы, описывающие схему этой сделки. Чиновники планируют поглощение "Транснефтепродукта" "Транснефтью" за счет допэмиссии ее акций. При этом не исключено, что монополия выбросит на рынок около 10% привилегированных акций. "Транснефть" объединяет все магистральные нефтепроводы России, "Транснефтепродукт" - все нефтепродуктопроводы. Обе монополии были созданы в 1993 г. Государству принадлежит 100% акций "Транснефтепродукта" и 75% акций "Транснефти" (100% голосов). Остальные бумаги компании - привилегированные - принадлежат частным акционерам и обращаются на биржах. Выручка "Транснефтепродукта" за 2005 г. по РСБУ - 10,5 млрд руб., чистая прибыль - 3,7 млрд руб., выручка "Транснефти" за девять месяцев 2006 г. - 147,8 млрд руб., чистая прибыль - 3,9 млрд руб. Капитализация "Транснефти" по привилегированным акциям в РТС составила вчера $3,188 млрд. Первым объединить две трубопроводные компании еще в 2004 г. предложил президент "Лукойла" Вагит Алекперов, поделившийся соображениями с министром экономического развития и торговли Германом Грефом: так у объединенной компании появится возможность концентрировать и перераспределять финансовые и материальные ресурсы для развития наиболее важных транспортных направлений. В мае 2006 г. эту идею начали активно обсуждать чиновники заинтересованных ведомств, причем появилось предложение включить в объединенную компанию помимо "Транснефти" и "Транснефтепродукта" еще и железнодорожную компанию "СГ-транс", а также госдолю в Каспийском трубопроводном консорциуме и пакеты акций в нескольких мелких нефтемаслозаводах. О том, что Фрадков отправил в администрацию президента России документы по слиянию "Транснефти" и "Транснефтепродукта", рассказали два источника, близких к совету директоров "Транснефти". В бумагах, по словам чиновников, описана следующая схема: сначала "Транснефтепродукт" будет исключен из списка стратегических предприятий, для чего потребуется указ президента. Затем акции "Транснефтепродукта" будут оценены и переданы в уставный капитал "Транснефти", при этом монополии надо будет провести дополнительную эмиссию акций. По словам одного из собеседников, нынешнюю пропорцию между привилегированными и обыкновенными акциями менять нельзя, поэтому допэмиссия будет состоять из обоих видов бумаг. Причину сохранения пропорции он не назвал, но с законодательством она не связана: управляющий партнер юридической компании AST Legal Анатолий Юшин утверждает, что такой нормы не существует. По словам источника, акциями "Транснефтепродукта" государство оплатит дополнительные обыкновенные акции монополии. А дополнительная эмиссия привилегированных акций, возможно, будет размещена на бирже, утверждает собеседник. По его словам, эта идея только обсуждается. "Транснефти" нужны деньги на строительство Восточно-Сибирского трубопровода, поэтому размещение на бирже привилегированных акций будет кстати", - рассуждает собеседник. По мнению источника, близкого к Кремлю, объединенную компанию скорее всего возглавит нынешний президент "Транснефти" Семен Вайншток. По мнению источника, близкого к "Транснефтепродукту", эта компания стоит около 35-37 млрд руб. Но для внесения ее акций в уставный капитал "Транснефти", полагает он, Росимущество скорее всего закажет специальную оценку. Близкую к этой оценку дает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин: по его словам, исходя из финансовых мультипликаторов "Транснефти" рыночная стоимость "Транснефтепродукта" может составить примерно $1,3 млрд. Начальник аналитического отдела "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин оценивает "Транснефть" в $14 млрд, "Транснефтепродукт" - в $1,5 млрд. Если "Транснефтепродукт" будет вноситься за счет выпуска только обыкновенных акций, их должно стать больше на 16%. Чтобы сохранить соотношение с привилегированными, число "префов" также надо увеличить на 16%. Вчера капитализация по "префам" "Транснефти" составила $3,2 млрд. 16% новых привилегированных акций будут стоить $510 млн. Это минимум, который может получить "Транснефть" после их размещения, считает аналитик: бумаги будут пользоваться спросом благодаря новым проектам "Транснефти" от ВСТО до Бургас - Александруполис.
Комментарии
Конфереция