Ростехнадзор проверит АЗС в интересах крупных нефтекомпаний

Вчера Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) объявила о планах проверить автозаправки России. Ведомство собирается инспектировать, все ли операторы получили вторую лицензию на право продажи бензина. К этому их обязывает январское предписание чиновников. По мнению участников рынка, проверка будет вестись в интересах крупных нефтекомпаний, заинтересованных в увеличении своей доли региональных рынков. В конце января 2007 года вступило в силу положение «Эксплуатация химически опасных производственных объектов». Теперь владельцам АЗС предстоит получить вторую лицензию, дающую право на продажу бензина. В период обсуждения и согласования положения операторы пытались заблокировать его принятие. По мнению независимых участников рынка, оно создано в интересах вертикально-интегрированных нефтекомпаний (ВИНКов), так как автоматически удваивает расходы на получение документа и соответствия нормам. В среднем расходы на получение первой необходимой лицензии — о лицензировании деятельности пожароопасных объектов — составляют минимум 50—60 тыс. руб. на одну АЗС. В эту сумму входят подготовка документов, экспертиза участка и устранение недостатков. Также участники рынка называли еще одну проблему с лицензированием — затягивание ее получения. В частности, когда появилось первое положение о лицензировании, процедура ее получения длилась месяцами: требования к АЗС постоянно менялись. Независимые операторы считали, что появление второй лицензии обусловлено желанием ВИНКов убрать их с рынка. Эксперты также разделяют их точки зрения. Аналитик ЦИК ННР «Кортес» Павел Строков отмечает, что законодательные изменения никак не отразятся именно на крупных компаниях, так как у них достаточно ресурсов для заключения всех необходимых договоров и «ухода от традиционных для России коррупционных проверок». Вчера стало известно, что Ростехнадзор собирается проверить все АЗС России на соответствие лицензионным требованиям. По предварительным оценкам, лицензии придется получить примерно 40—50 тыс. автозаправок. В данный список не входят только порядка двух тысяч АЗС, принадлежащих или арендуемых нефтеперерабатывающими компаниями, уже имеющими лицензии Ростехнадзора на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Независимые операторы снова заговорили о желании крупных нефтекомпаний переделать региональные рынки в свою пользу. По оценке Российского топливного союза, именно там ВИНКи пока не смогли полностью разделить рынки между собой. Однако эксперты не исключают, что независимые операторы и сами виноваты. «Ряд региональных сетей АЗС не соблюдает вообще никаких требований: они не следят за оборудованием, торгуют бензином, не соответствующим ГОСТу», — говорит Владислав Кочетков из «Финама». Меж тем к качеству работы крупных нефтекомпаний придраться сложнее, считают аналитики. «Им нет смысла продавать некачественный бензин: от этого проблем больше, чем выгоды», — поясняет аналитик Альфа-Банка Константин Батунин. «Как правило, этим грешат их джобберы», — добавляет эксперт ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников.
Комментарии
Конфереция