Российский рынок нефтепродуктов держится на долгосрочных контрактах олигополий

РТС запустила фьючерсные контракты на дизельное топливо. Это первый опыт торговли фьючерсами на нефтепродукты. Апрельский фьючерс, 8 сделок, 6.9 млн. рублей совокупного объема, эквивалент 520 тонн топлива… Получилась и некая цена: 13200-13330 рублей за тонну дизельного топлива. Примерно столько и составляет оптовая цена "солярки". О чем свидетельствуют результаты? Представляется, что почти что ни о чем - кроме того, что есть надежда: российский рынок топлива если не в этом году, то, возможно, в ближайшие годы станет "нормальным" и цивилизованным. Ведь в планах РТС - развернуть аналогичную торговлю фьючерсами на бензин и др. важные нефтепродукты. Для того, чтобы понять, зачем нужен этот рынок, разумно вспомнить конец лета и осень прошлого года. Итак, напомним: тогда, в конце лета, в России наблюдался приличного масштаба рост цен бензина. И был шум в прессе, были даже какие-то попытки обвинить нефтяную розницу в сговоре... В сентябре цены стабилизировались тогда на уровне, который (во всяком случае, по московскому региону) держится и сейчас. Но вот что любопытно. В момент, когда у нас цены бензина еще активно росли, из "развитых" стран (из США, из Европы, в том числе восточной) стали поступать сообщения о том, что бензин там, оказывается, дешевеет. По простой причине: цены на нефть на мировых рынках, пройдя в июле свой исторический пик, начали снижаться. И это снижение немедленно отразилось на, естественно, тесно связанном рынке нефтепродуктов. А у нас такой замечательной связи не проявилось. Почему? Одна из причин - потому, что слабо связан внутренний рынок с глобальным рынком, и держится он не на спросе/предложении множества конкурентных фирм, а на долгосрочных контрактах олигополий. И когда цены исходного сырья снижаются, производители просто увеличивают норму своей прибыли, потому что нет им нужды подстраиваться под потребителя . А вот с появлением биржевых торгов такая необходимость, может быть, и возникнет: конкуренции, возможно, станет больше, и рынок станет лучше реагировать на текущую конъюнктуру - станет более логичным. Только стоит помнить при этом, что реакция рынка станет быстрее не только в отношении снижения, но и в отношении роста цен на нефть.
Андрей Лусников /Финмаркет/
Комментарии
Конфереция