ЛУКОЙЛ перенаправит в латвийский порт Вентспилс почти 50% своего мазута

ЛУКОЙЛ подписал контракт с латвийской Ventbunkers, работающей в порту Вентспилс, об аренде хранилища для мазута объемом 135 тыс. куб. м сроком на один год. Договор позволит российской компании перевалить через латвийский порт 2,4 млн т мазута, что составляет 45% от общего экспорта данного вида сырья ЛУКОЙЛом. Аналитики считают, что компания пытается разгрузить мощности в Высоцке для перевалки других видов нефтепродуктов.
Ventbunkers занимается перевалкой нефтепродуктов в латвийском порту Вентспилс, владеет танкерным флотом, контролирует компанию Ventspils nafta. Через ее терминал до 2003 года - ввода в строй Балтийской трубопроводной системы - шел основной экспорт российской нефти. ЛУКОЙЛ имеет собственный порт в Высоцке Ленинградской области мощностью 12 млн т в год. Через порт экспортируются нефтепродукты, преимущественно дизельное топливо и мазут.
Ventbunkers заключил контракт с ЛУКОЙЛом сроком на один год, который дает ему право пользоваться хранилищем для мазута объемом 135 тыс. куб. м. Сделка позволит российской компании перевалить порядка 2,4 млн т мазута через Вентспилс. При этом данное соглашение выглядит несколько странно с учетом собственного порта ЛУКОЙЛа, расположенного в Высоцке.
В сентябре была закончена его модернизация, в результате через порт стало возможно переваливать 12 млн т нефтепродуктов в год. Источник, близкий к Ventspils nafta, говорит, что заключение ЛУКОЙЛом подобного договора может объясняться желанием улучшить логистику. В частности, «дочка» российского холдинга «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» в 2000 году приобрела терминал «Варс» в порту Вентспилса, который единственный в Прибалтике позволяет принимать, хранить и отгружать акрилонитрил на танкеры в объеме до 160 тыс. т в год.
Заместитель председателя правления «ЛУКОЙЛ Балтия» Хайм Коган отметил, что он «не в курсе этой сделки». «Не вижу в ней смысла, у нас есть порт Высоцк», - заявил он. Отметим, что «ЛУКОЙЛ Балтия» занимается преимущественно сетью АЗС в регионе и не заключает трейдерских договоров.
Аналитики указывают, что ЛУКОЙЛ за год может перевалить практически половину поставляемого компанией на экспорт мазута. Константин Черепанов из Rye, Man & Gor Securities указывает, что в прошлом году ЛУКОЙЛ экспортировал 4,8 млн т мазута. «По нашим прогнозам, в этом году он отправит за рубеж порядка 5,5 млн т. То есть заключенная сделка позволит перенаправить примерно 45% от общего экспорта мазута ЛУКОЙЛа», - говорит он.
По его мнению, компания либо переориентирует часть поставок из Высоцка, высвобождая мощности для других нефтепродуктов, либо будет поставлять дополнительные объемы. «Скорее всего, это дополнительные объемы. В России производится много мазута, экспортировать его по-прежнему выгодно. Исходя из прогнозных цен на мазут на текущий год ЛУКОЙЛ сможет заработать 650 млн долл. без учета расходов на логистику», - считает аналитик. Андрей Громадин из МДМ-Банка считает, что сделка могла быть заключена для улучшения логистики. «Из Вентспилса можно продавать мазут куда угодно», - говорит он.
Комментарии
Конфереция