Президент "Нефтяного клуба" Олег Ашихмин: "бодяжного" бензина в Петербурге практически нет

В Петербурге качество топлива на АЗС никто не контролирует, но "бодяжного" бензина практически нет. Об этом рассказал в интервью президент "Нефтяного клуба Петербурга" Олег Ашихмин.
- Почему в Петербурге до сих пор нет выработанной системы оповещения граждан об АЗС, продающих некачественный бензин? В Москве подобное практикуется уже несколько месяцев.
- Сегодня у нас нет механизма контроля качества топлива. Точнее, механизм есть, но он не работает. Сегодня проверять качество нефтепродуктов имеют право Ростест и Росгостехнадзор. А реально в Петербурге уже давным-давно никто не брал топливо на анализы. Системы же оповещения в принципе не существует. Если обратиться к законодательству, то у нас никто не обязан оповещать население, где какой бензин продается. Чиновники контролирующего органа выполнили свою работу, написали акт своему начальнику, тот наложил в соответствии с нарушениями какие-либо санкции или сделал предупреждение. Правительство Москвы решило, что в столице топливо непременно должно быть с повышенными экологическими характеристиками. Для всей страны есть федеральный закон, а Москва поставила себе планку выше федеральной. В соответствии с этим публикуют информацию, что проведена проверка, на таких-то станциях качество ниже, чем хотела Москва. У нас этих стандартов нет. И дай Бог, чтобы и не было, ведь они необъективны. А вот система оповещения не помешала бы. Хотелось бы, чтобы была какая-то структура, имеющая право и возможность доводить до водителей сведения, на какой станции какого качества топливо. Но нужно четко понимать, что такое качественный бензин. Есть бензин, произведенный по ГОСТу, а есть – по техническим условиям. И то, и это – нормальное топливо, отвечающее всем требованиям. Разница только в цене. А есть "бодяжный" бензин, то есть не отвечающий нормам. В принципе, такого у нас в городе практически нет. Серьезных отступлений от ГОСТа, по моим оценкам, – не более 4%.
- Как вы расцениваете последние аукционы, на которых участки под строительство АЗС получили довольно крупные предприятия? Не кажется ли вам, что администрация города пытается вытеснить ряд игроков с рынка?
- Вовсе нет. Администрация раздает участки направо и налево под определенные дивиденды. А отношение к торгам вообще: все торги, за исключением некоторых, это спектакль, устроенный администрацией, чтобы победил тот, кто уже определен ранее. Для это и создаются крупные лоты, которые не все могут приобрести. Как показала практика, когда их разбивают на несколько частей, к ним проявляют больше интереса и другие компании. Конкуренция усиливается, формируется реальный рынок.
- Как вы оцениваете перспективы работы создаваемой сейчас российской топливно-энергетической биржи?
- Вообще перспективы у биржи есть. Единственное, что необходимо понимать – она не должна устанавливать цены на бензин. Биржа может показать реальную стоимость для продавца и для покупателя, но влиять на понижение цен она не сможет. К сожалению, есть много технических нестыковок. Сейчас правительство России создало рабочую группу, призванную устранить эти шероховатости. Пока сложно сказать, когда биржа начнет работу. Для этого нужна политическая воля и экономические предпосылки, а также желание владельца нефтепродуктов выставить на биржу свой товар.
- Многие некоммерческие партнерства вводят определенные знаки качества. Есть свой знак качества у нефтяного клуба? И планируете ли вы создавать такой знак?
- У нефтяного клуба нет знаков отличия для компаний – мы не ставим себе целью контролировать, выделять или оценивать их. Но в городе существует экологический знак, созданный под эгидой правительства Петербурга. Этот вопрос курирует Комитет по природопользованию, и начало этой акции было достаточно успешным. Экологические знаки получили "Петербургская топливная компания", "Лукойл" и "Кириши автосервис". Комиссия очень серьезно подошла к проверке документов предприятий и самих АЗС на предмет соблюдения экологических норм. Параллельно проверяли и техническое состоянии станций, подъездные пути, благоустроенность прилегающей территории. Эту инициативу правительства мы поддержали, компании добровольно приняли в ней участие. Сейчас руководителя этой программы перевели на другую работу, и дело застопорилось. А вообще, эта идея, если ее реализовывать без лоббирования чьих-то интересов, вполне способна дать водителю реальную информацию о качестве бензина.
- Существует ли угроза дефицита топлива в Петербурге, связанная с увеличением числа автомобилей?
- Это глобальный вопрос. Здесь все зависит от работы нефтяных компаний, занимающихся разведкой и разработкой новых месторождений. Были такие высказывания, что запасов нефти осталось на 50 лет, кто-то говорит – на 20 лет. Но даже если на 20 лет, то этот вопрос стоит и обсуждать через 20 лет.
- Считаете ли вы цены на бензин адекватными? В России они выше, чем, скажем, в США...
- Конечно, хотелось бы, чтобы топливо стало дешевле. Но для этого надо посмотреть составляющие цены: налоговая, затратная часть и прибыль. Так вот, налог на нефтепродукты составляет около 56% конечной стоимости. Таким образом, снизить цену можно, только уменьшив налоговую и затратную составляющие. Сегодня самая высокая налогооблагаемая база – это нефтепродукты. Это официальная информация Министерства по налогам и сборам. Даже на алкоголь налоговая составляющая цены меньше 50%. Видимо, правительство считает, что нефтяная сфера – самая сладкая. Я считаю, что адекватная цена – это, к примеру, 12–14 рублей на 92-й бензин. Но, к сожалению, снижения цен за все время рыночной экономики в России еще было. Только вперед и вверх. Другого ждать не приходится.
- В ноябре 2006 года вы обращались к руководителям автосервисов с просьбой воздержаться от бездоказательных и некорректных высказываний по поводу качества бензина. Как они на это отреагировали? Сократилось ли число жалоб?
- Я обратился к ним с просьбой говорить о поломке автотранспорта из-за качества бензина аргументировано, а не голословно. Если в автосервисе считают, что поломка произошла из-за плохого топлива, то его следует отправить на анализ. А заключение лаборатории, где прописаны все параметры этого топлива, сверить с таблицей ГОСТов. Практически же этого никто не делает. На просьбу руководители сервисных компаний отреагировали адекватно. И в конце 2006 – начале 2007 годов водители стали реже обращаться к нам по этому поводу.
- Некоторые операторы продают на своих АЗС топливо из других стран. Насколько такой бензин отличается по качеству от российского?
- Компания "Фаэтон" продает на своих станциях "Аэро" норвежское топливо по 42 рубля (за 95-й бензин). То, что по качеству норвежский продукт превосходит отечественный, подтверждено практикой. Правда, разницу можно почувствовать не на каждой машине. Это должен быть двигатель высокого уровня и классификации, способный "определить", плохой это бензин или хороший. Есть двигатели, для которых уже нет разницы, высококлассное или среднее топливо – они как стучали, так и дальше будут стучать.
- А каково соотношение цена/качество у импортного бензина?
- Такая высокая цена – для людей, которые не смотрят на стоимость, а интересуются лишь качеством бензина для своих автомобилей. Это, так скажем, VIP-вариант. Для простого потребителя это нереально. Цена завышена специально. Впрочем, на АЗС сразу об этом предупреждают. Дальше ваше дело – если хочешь побаловать свою машину, почему бы и нет?
Комментарии
Конфереция