Южнокорейская корпорация SK намерена создать сети АЗС в Москве и Петербурге

Южнокорейская нефтеперерабатывающая корпорация SK изучает возможность выхода на российский топливный рынок. В частности, она намерена создать сети АЗС в Москве и Санкт-Петербурге. Однако участники рынка и эксперты не исключают, что в итоге SK последует примеру Statoil и обоснуется в одном из дальних регионов России, где не такая жесткая конкуренция с российскими нефтекомпаниями.
SK занимает 17-е место в мире по объему нефтеперерабатывающих мощностей. Ведет деятельность по разработке, разведке и добыче на 24 месторождениях в 14 странах мира. Ранее в России компании принадлежало 4% «Камчатнефтегаза», оператора проекта «Западно-Камчатский участок». Впоследствии SK вышла из состава акционеров, сейчас 60% проекта принадлежит «Роснефти», 40% — южнокорейской KNOC. Годовой доход SK в 2005 году составил 21,6 млрд долл., чистая прибыль — 1,6 млрд долл.
Последним иностранным игроком, появившимся на московском топливном рынке, стала Royal Dutch Shell, объявившая о планах построить десять АЗС спустя три года после покупки земельных участков в столице. Правда, участники рынка предрекли, что на этом попытки экспансии иностранных компаний в Москву закончатся — из-за нехватки свободных земельных участков под застройку. По мнению представителей нефтекомпаний, площадок под АЗС в столице не хватает потому, что правительство Москвы отдает предпочтение и землю собственной Московской топливной компании, контролирующей 12% рынка объемом 2,5 млрд долл. В частности, именно из-за дефицита территорий от планов по увеличению сети отказалось руководство СП «Нефто Аджип», построившее в столице первый многофункциональный автозаправочный комплекс. Похожая ситуация складывается и в Санкт-Петербурге.
Южнокорейская SK решила опровергнуть прогноз рынка и в настоящее время проводит исследование топливных рынков двух столиц. Как сообщили несколько источников, знакомых с планами компании, SK не исключает возможности повторить стратегию Shell и построить по десять АЗС в двух столицах. Любопытно, что ранее торговое подразделение SK — SK Networks Co. Ltd. — рассматривало возможность покупки 100% ОАО «Ленинградсланец», на базе которого предполагалось наладить производство синтетической нефти и газообразного топлива. «Возможно, таким образом компания намеревалась хотя бы частично обеспечивать заправки собственным горючим», — предполагает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Однако в итоге SK отказалось от этих планов.
По мнению экспертов, шансы SK попасть на топливные рынки Москвы и Санкт-Петербурга минимальны из-за высокой конкуренции с российскими нефтяниками, активно расширяющими собственные сети АЗС. «Сейчас это возможно при условии сотрудничества с местными игроками. В частности, Shell начала работать с «Газпромом» и с «Газпром нефтью», — считает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. Старший аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников напоминает, что SK прекратило работать с «Роснефтью», а это означает необходимость самостоятельно договариваться с местными властями и закупать топливо на дорогом свободном рынке.
Впрочем, Владислав Кочетков не исключает, что SK может выбрать вариант экспансии Statoil, построившей небольшую сеть из восьми АЗС на севере России. «SK может попытаться освоить любой другой регион, например Приморье, где пока нет такой жесткой конкуренции с отечественными игроками», — говорит эксперт.
Комментарии
Конфереция