Казахстан попытается пустить нефть пойдет в обход России через транскаспийский газопровод

Казахстан сделал значительный шаг вперед в энергетическом сотрудничестве с Европой. Вчера казахская национальная компания «КазМунайГаз» подписала меморандум о взаимопонимании по проекту создания казахской каспийской системы транспортировки. Система обеспечит экспорт растущих объемов казахской нефти на международные рынки в обход России. Правда, эксперты сомневаются, что этот ход Казахстана сильно пошатнет позиции нашей страны в сфере поставок углеводородов.
В состав участников соглашения о разделе продукции по Северному Каспию входят Eni (единый оператор Северо-Каспийского проекта), Total, ExxonMobil, Royal Dutch Shell (имеют по 18,52% доли участия), ConocoPhillips - 9,26%, Inpex и «КазМунайГаз» - по 8,33%.
Новая система транспортировки поможет экспортировать нефть, добываемую прежде всего на месторождениях Кашаган и Тенгиз, через Каспийское море в Европу по маршруту Ескене-Курык-Баку-Тбилиси-Джейхан. Планируется, что на начальном этапе система трубопроводов обеспечит транспортировку 25 млн т нефти в год, а впоследствии этот показатель увеличится до 38 млн т. Проектирование, строительство и ввод проекта в эксплуатацию должны быть приурочены к началу добычи на Кашагане в 2010-2011 годах.
Для обеспечения транспортировки нефти из Казахстана в рамках казахской каспийской системы будет создан нефтепровод Ескене-Курык. Помимо этого планируется создать Транскапийскую систему, которая будет состоять из терминалов на казахском побережье Каспийского моря, танкеров и судов. Также в нее войдут нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку-Тбилиси-Джейхан. Летом прошлого года Казахстан и Азербайджан заключили договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Казахстана на международные рынки через систему Баку-Тбилиси-Джейхан.
Тем не менее, по мнению наблюдателей, говорить о том, что Казахстан потеснит Россию на европейском рынке, пока не приходится. Казахстан всегда стремился выйти на международные рынки, минуя территорию России, отметил аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. С присоединением к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан это станет возможным - казахская нефть выйдет к Средиземному морю, куда у России нет прямого выхода. Однако, уверен Шеин, у России всегда найдется достойный ответ (например, трубопровод Бургас-Александруполис). К тому же в рамках идущего передела в сфере контроля над потоками углеводородов Россия занимает весьма прочные позиции, подчеркнул эксперт.
Кроме того, реализация этого проекта не несет каких-либо «судьбоносных» перемен в сфере энергетического влияния России и Казахстана, уверен его коллега из МДМ-Банка Андрей Громадин. «Скорее это можно считать позитивным фактором для проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, так как его окупаемость ускорится», - сказал он. При строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан был большой расчет на казахскую нефть, отметил аналитик. Но сейчас этот трубопровод недозагружен почти наполовину при своей пропускной мощности в 50 млн т и в то же время является одним из самых дорогих.
Комментарии
Конфереция