Россия диверсифицирует поставки нефти в Европу за счет расширения Балтийской трубопроводной системы

Российские власти серьезно задумались над диверсификацией поставок нефти в Европу после конфликта с Белоруссией. В частности, рассматривается идея расширения Балтийской трубопроводной системы. Однако аналитики предупреждают, что для этого требуется не только воля Москвы. Из-за введения Россией с 1 января 2007 года пошлины на поставку нефти в Белоруссию в размере 180 долл. за тонну Минск начал отбор нефти из трубопровода «Дружба».
В результате поставки нефти в Европу были приостановлены. После переговоров на высшем уровне 11 января прокачка нефти восстановлена, а Россия снизила пошлину до 53 долл. за тонну. Потери российских нефтяников за сутки простоя составили от 2 млн до 6 млн долл., а потери «Транснефти», по оценке Натальи Мильчаковой из брокерского дома «Открытие», — 8,5 млн долл. в день. Однако самый крупный ущерб был нанесен репутации России как надежного поставщика: Польша и Венгрия сообщили о планах использования стратегических резервов нефти, а ЕС потребовал «срочных и подробных объяснений».
Во избежание повторения схожей ситуации Россия в будущем планирует направлять значительные объемы нефти в Европу в обход белорусского участка «Дружбы», заявил вчера заместитель министра экономического развития и торговли России Андрей Шаронов в интервью немецкому изданию Berliner Zeitung. По его словам, российское правительство уже начало «интенсивные консультации с «Транснефтью», в частности по расширению мощности Балтийской трубопроводной системы (БТС) на 45 млн т, до 120 млн т ежегодно. Это составляет половину нефтяного транзита через Белоруссию, указал замглавы Минэкономразвития.
Аналитики считают данный вариант малореализуемым. Надежда Казакова из МДМ-Банка говорит, что дешевле договориться с Белоруссией, ведь снижение объемов прокачки не ведет к уменьшению ее стоимости. При расширении мощностей нефтепроводов Одесса — Броды и БТС потребуется и аналогичное увеличение в портах доставки нефти в Европе, таких как Гданьск, Росток, отмечает она. По подсчетам Максима Шеина из «Брокеркредитсервиса», переориентация части белорусских поставок в Приморск сделает доставку барреля нефти в среднем на 1,5—2 долл. дороже, чем по «Дружбе».
Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» сомневается в успехе расширения БТС: «Приморск уже перегружен, не может принимать крупнотоннажные танкеры, датские порты также работают на полную мощность, к тому же другие страны могут быть против увеличения количества судов в Балтийском море». А Михаил Зак из ИК «Велес Капитал» указывает, что поставки по нефтепроводу Одесса — Броды также связаны с использованием «Дружбы» и «возникает вопрос транспортировки нефти до него».
Артем Кончин из ИК «АТОН» в качестве альтернативы «Дружбе» также называет поставки в черноморские порты Туапсе и Новороссийск, однако «там нет свободных мощностей». «Также можно использовать и железную дорогу. Например, именно таким способом сейчас доставляется российская нефть в Китай», — отмечает аналитик. По мнению г-на Шеина, доставка нефти по железной дороге сделает баррель дороже «минимум на 3 долл.».
Комментарии
Конфереция