ЛУКОЙЛ в 2007 году снизит инвестиции в развитие сети АЗС в Литве

ЛУКОЙЛ в 2007 году снизит инвестиции в развитие собственной сети АЗС в Литве на 16,7%, до $15 млн, сообщил председатель правления «ЛУКОЙЛ Балтия» Иван Палейчик. По его словам, местный рынок слишком перенасыщен, с него уже ушли Shell и Hydro Texaco, а в скором времени литовский ритейл и вовсе может быть монополизирован польской PKN Orlen. Палейчик заявил, что рынок АЗС в Литве перенасыщен «из-за большой конкуренции». «По этой причине Литву, как и два других государства Балтии, уже покинули Shell и Hydro Texaco». В связи с этим в 2007 году ЛУКОЙЛ уменьшит инвестиции в развитие собственных АЗС, средства будут направлены на модернизацию имеющихся 117 станций и покупку заправок других компаний. Отметим, что крупнейшие автозаправочные сети в Литве работают под брендами Statoil (60 АЗС), Neste (33 АЗС), Mazeikiu nafta (28 АЗС, принадлежит PKN Orlen) и Uno X (21 АЗС, владеет эстонская Alexela).
Вместе с тем в конце октября вице-президент ЛУКОЙЛа Николай Черный заявлял о планах по увеличению заправок компании в двух других странах Балтии — Латвии и Эстонии (на начало 2007 года — 34 и 30 АЗС соответственно). «В Литве ситуация у нас уже настолько хорошая, что идти дальше мы не можем, иначе возникнут проблемы из-за антимонопольного закона», — говорил тогда он.
Однако, по мнению Палейчика, подобные сложности вряд ли коснутся нового владельца единственного в Прибалтике НПЗ Mazeikiu nafta — польской компании PKN Orlen. Накануне он отметил, что Orlen планирует в будущем монополизировать ритейл в стране. «Все будет зависеть от того, насколько полякам позволит это сделать литовский Совет по конкуренции», — заявил он. Вместе с тем глава «ЛУКОЙЛ Балтии» добавил, что польский концерн, поддерживаемый правительством республики, «располагает возможностями по овладению сетями АЗС в Литве и может стать монополистом».
Пресс-секретарь PKN Orlen Павел Пореба сообщил, что в конце прошлого года глава компании Игорь Халупец действительно заявлял о намерении «в будущем» увеличить количество заправок под брендом Mazeikiu nafta. «Конкретных планов, бюджета на этот счет пока нет», — заявил представитель PKN. Однако он добавил, что в Чехии холдингу понадобилось «всего несколько месяцев после покупки доли в НПЗ Unipetrol, чтобы открыть заправки под брендом PKN Orlen». Аналитики отмечают, что у польской компании есть рычаги влияния в Литве, однако пока стабильные поставки сырья на Mazeikiu nafta не будут восстановлены, ей будет сложно реализовать заявленное. Напомним, в июле на участке нефтепровода «Дружба» произошла авария, из-за чего нефть на НПЗ поступает танкерами. Пореба отметил, что выхода по улучшению системы поставок на MN пока не найдено, «компания по-прежнему рассматривает вариант поставок нефти танкерами».
Аналитик литовского подразделения Hansabank Донатас Ужкурелис отмечает, что в Литве помимо крупных игроков есть и мелкие ритейлеры, которых может скупить PKN. «У ЛУКОЙЛа в Литве самые сильные позиции, не думаю, что планы польской компании повлияли на его решение снизить инвестиции», — говорит он. А Николай Саперов из ИК «Совлинк» полагает, что российский холдинг посчитал вложения в литовский бизнес малоприбыльными и решил их переориентировать. «Компании требуются средства на модернизацию и развитие других своих активов, например НОРСИ. Кроме того, ЛУКОЙЛ намерен расширять свое присутствие в Латвии и Эстонии», — отмечает он.
Комментарии
Конфереция