Российские чиновники не утвердили планы "Роснефти" по экспорту нефти в Китай через Казахстан

"Роснефти" не удалось начать экспорт нефти в Китай через Казахстан. Планы компании не утвердили российские чиновники. Причин отказа "Транснефть" и Минпромэнерго не раскрывают. Эксперты удивлены этим решением, ведь техническая возможность для поставок, по их мнению, есть.
Казахстанско-китайский нефтепровод Атасу — Алашанькоу принадлежит в равных долях АО "Казтрансойл" ("дочка" государственного "Казмунайгаза") и структуре китайской государственной CNPC. Протяженность трубы — 962,2 км, мощность — 10 млн т нефти в год. Промышленная эксплуатация началась в середине 2006 г., по итогам года было поставлено 2,2 млн т нефти. Станция Атасу может принимать российскую нефть из нефтепровода Омск — Павлодар — Чимкент. Государственная "Роснефть" — основной поставщик российской нефти в Китай. В 2006 г. направила 13 млн т нефти и нефтепродуктов. "Роснефть" экспортирует нефть в Китай по железной дороге, но после запуска трубопровода Атасу — Алашанькоу госкомпания решила опробовать и новый маршрут. Она подала заявку на транспортировку в 2007 г. 1,2 млн т нефти в Китай через Казахстан, рассказал в декабре президент госкомпании Сергей Богданчиков. По российским законам на экспорт нефти по трубе нужно разрешение чиновников — ежеквартально Минпромэнерго утверждает специальные графики.
"Но "Роснефть" не начала поставок [в Китай через Казахстан], так как наша заявка на этот маршрут не была удовлетворена", — рассказал представитель компании. Причин отказа он не назвал, но сказал, что "Роснефти" разрешили в I квартале поставить 200 000 т нефти на Павлодарский НПЗ в Казахстане. Два источника, знакомых с содержанием экспортного графика на I квартал, сообщили, что направление в Китай через Казахстан в документе отсутствует.
Эксперты удивлены такому запрету. По мнению начальника аналитического отдела "Атона" Стивена Дашевского, решение чиновников выглядит "странным", "особенно после сложностей с экспортом российской нефти, возникших в связи с недавней приостановкой транзита через Белоруссию". Технически прокачка по этому направлению возможна, считает аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов, ведь госкомпании разрешили поставлять нефть на Павлодарский НПЗ. О возможности транзита российской нефти в Китай через Казахстан сообщил заместитель гендиректора "Казтрансойла" Сабра Есимбекова. А в октябре президент "Транснефти" Семен Вайншток прогнозировал, что транзит российской нефти через Казахстан в Китай по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу в 2007 г. может составить 7 млн т.
Руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев уверен, что проблема разрешится и "Роснефти" вскоре разрешат экспорт через территорию Казахстана. Госкомпания сдаваться не собирается. Ее представитель утверждает, что "Роснефть" намерена подать заявку на этот маршрут на II квартал 2007 г. А экспорт в Китай по железной дороге сохраняется в запланированных объемах в любом случае, отмечает он.
Комментарии
Конфереция