Проблемы транзита российской нефти через Белоруссию и раздела пошлин не удается решить

Переговоры по проблеме транзита российской нефти по территории Белоруссии и раздела экспортных пошлин вчера не принесли результата. По информации белорусских источников, сегодня к спору должен подключиться президент Белоруссии Александр Лукашенко, чей приезд ожидается в Москве. По оценкам экспертов, на кону находится сумма в 4-6 млрд долл. Приезд Лукашенко в Москву возможен лишь в том случае, если на переговорах премьер-министров двух стран будут достигнуты конкретные договоренности по нефтегазовому вопросу. Про такие договоренности вчера не было известно ничего, хотя встреча началась на уровне заместителей министров и продолжилась уже на уровне премьер-министров двух стран - Сергея Сидорского и Михаила Фрадкова.
10 января после телефонного разговора Александра Лукашенко с Владимиром Путиным белорусская сторона отменила введенную с 1 января пошлину на транзитную российскую нефть в размере 45 долл. за тонну, а уже вчера прокачка нефти европейским потребителям по нефтепроводу «Дружба», по словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, стартовала в полном объеме. А Белоруссия вернула отобранные из трубы ранее 79 тыс. т нефти европейским потребителям. Глава МЭРТ РФ Герман Греф ранее заявлял, что без выполнения этих условий начало переговоров невозможно.
Однако пока уступки Белоруссии происходили в одностороннем порядке. Россия сохраняет введенную с 1 января 2007 года экспортную пошлину на поставляемую в эту страну российскую нефть в размере 180,7 долл. за тонну. По прогнозам Павла Данейко, главы белорусского Института приватизации и менеджмента, для Белоруссии это грозит потерей 7-8% доходов бюджета страны.
По его мнению, компромиссом могли бы быть поставки российской нефти в Белоруссию для внутренних нужд страны без экспортной пошлины и раздел доходов от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты между бюджетами двух стран. В этом случае Россия могла бы получить дополнительно в бюджет страны около 1,5 млрд долл., а Белоруссия - свыше 260 млн долл.
С ним не соглашается Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО. Он полагает, что такая схема может оказаться неэффективной для России. По его словам, объем экспорта нефтепродуктов из Белоруссии просто невозможно проконтролировать. «Компромиссным сценарием могло бы стать снижение на 15% экспортной пошлины на российскую нефть для Белоруссии. В этом случае бремя выплат ляжет в том числе на плечи российских нефтяных компаний, перерабатывающих нефть в Белоруссии, особенно «Сургутнефтегаза» и «Роснефти», - говорит он.
По соглашению 1995 года Белоруссия должна была делиться с российским бюджетом 85% доходов от пошлин на нефтепродукты, однако до сих пор игнорировала эти условия. При этом по договору о Союзном государстве пошлины должны были быть унифицированы. Однако белорусские пошлины на вывоз нефтепродуктов остаются на порядок ниже российских: в России пошлина на экспорт светлых нефтепродуктов составляет 134 долл. за тонну, а в Белоруссии - только 128 долл. Алексей Кудрин, министр финансов России, подсчитал, что Белоруссия зарабатывает на переработке российской нефти и перепродаже нефтепродуктов на экспорт до 4 млрд долл. ежегодно.
Когда Александру Лукашенко стало понятно, что Россия больше не готова терпеть такую ситуацию, начался торг за проценты. По мнению Андрея Суздальцева, эксперта Высшей школы экономики, доход от продажи белорусских нефтепродуктов составляет 6 млрд долл. В зависимости от того, чья позиция окажется сильнее, эти деньги попадут в бюджет России или Белоруссии.
Комментарии
Конфереция