"Роснефтегаз" с акциями "Роснефти" и "Газпрома" стоимостью более $100 млрд скоро может перестать существовать

"Роснефтегаз", которому принадлежат акции "Роснефти" и "Газпрома" стоимостью более $100 млрд, скоро может перестать существовать. Чиновники задумали поделить компанию на две части, а одну из них ликвидировать. Этим Росимущество пытается добиться включения акций "Роснефти" в котировальные списки "А1" российских бирж.
АО "Роснефтегаз" принадлежит государству и владеет более 75% "Роснефти" и 10,74% "Газпрома". В прошлом году занял у западных банков $7,5 млрд на выкуп 10,74% акций "Газпрома" у его "дочек" (это позволило государству довести свой пакет до контрольного). Кредит был погашен из средств, полученных от IPO "Роснефти". Размещение состоялось в июле и принесло "Роснефтегазу" и "Роснефти" $10,6 млрд.
"Роснефтегаз" создавался как "временное хранилище" акций "Роснефти" и "Газпрома", и предполагалось, что он будет ликвидирован, как только погасит многомиллиардный кредит. "Роснефтегаз" вернул банкам деньги почти полгода назад, но существует до сих пор. "Как можно просто так лишиться одной из самых дорогих российских компаний?" — шутит близкий к "Роснефтегазу" источник: принадлежащие госкомпании акции вчера стоили в РТС $101,6 млрд.
Теперь чиновники всерьез обсуждают идею реорганизации компании. Обсуждается вариант, при котором "Роснефтегаз" будет разделен на две части, рассказали два источника, близких к этой компании. В первой останутся акции "Газпрома" и 50% плюс 1 акция "Роснефти", во второй — блокирующий пакет "Роснефти". После разделения первая компания ликвидируется, и государство станет напрямую владеть контрольными пакетами "Роснефти" и "Газпрома", а вторая продолжит существование.
Главная цель этого — сделать так, чтобы акции "Роснефти" смогли торговаться в котировальном листе "А1" ведущих российских бирж. Схема реорганизации может быть и другой. Сейчас бумаги "Роснефти" торгуются в котировальных списках "Б" ММВБ и РТС. Чтобы биржи могли включить акции "Роснефти" в списки "А1", компании не хватает одного: в руках одного лица или аффилированных лиц не может быть более 75% ее акций.
Чиновники хотят продвинуть акции "Роснефти" в число лучших "фишек". Включение бумаг в котировальные листы "А1" РТС и ММВБ должно "поднять инвестиционную привлекательность" "Роснефти": акции будут включены в расчет индекса РТС, а это "позволит привлечь к торгам данными ценными бумагами крупнейшие индексные фонды", объясняло Росимущество в августе.
На днях оно отправило в ФСФР письмо с просьбой ответить, попадут ли акции "Роснефти" в котировальные листы "А1" в случае реорганизации "Роснефтегаза". Представитель ФСФР подтвердил, что служба получила запрос Росимущества, и пообещал, что она ответит в положенные две недели.
С юридической точки зрения предложенная Росимуществом схема не бесспорна. Проблема в том, что государство и принадлежащая ему компания могут считаться аффилированными, констатирует руководитель корпоративной практики "Вегас-Лекс" Анна Худанова. По ее словам, решение будет принимать не ФСФР, а биржи: они не обязаны прислушиваться к мнению ФСФР. Если биржи, несмотря на спорную ситуацию, включат бумаги "Роснефти" в листы "А1", вероятность исков будет очень низкой, говорит Худанова: не будет лиц, права которых при этом будут нарушены.
Директор по листингу фондовой биржи ММВБ Леонид Саввинов не стал говорить, соответствует ли предложенная чиновниками схема требованиям биржи. Его коллега из РТС Оксана Деришева не стала комментировать схему реорганизации структуры собственности "Роснефти". Она лишь напомнила, что при положительном решении ценные бумаги могут начать торговаться в котировальном списке "А1" в течение 10 дней с момента подачи заявления.
В любом случае присутствие акций в котировальном списке "А1" — лишь имиджевый вопрос и для "Роснефти", и для чиновников, считает глава "Ренессанс Управление инвестициями" Андрей Мовчан: "Роснефть" и без того привлекательная для инвесторов компания — все ожидают от нее дальнейших выгодных поглощений. Котировальные листы наших локальных бирж не используются западными инвесторами как ориентир, а доля паевых и пенсионных фондов, которые вправе покупать бумаги только из списка "А", по словам Мовчана, слишком мала, чтобы влиять на ликвидность и котировки бумаг.
Комментарии
Конфереция