Анализ цен и качества: дешевые иномарки вытесняют Lada с рынка

Продукции "АвтоВАЗа" становится все труднее конкурировать с иномарками, которые перестали быть недоступной роскошью. Некоторые модели Lada оказались дороже иномарок, и пока "АвтоВАЗ" держит максимальную долю на рынке за счет больших объемов производства. Но к 2010 г. самые массовые модели "АвтоВАЗа" — "классика" и Samara — должны уйти с конвейера тольяттинского автозавода, а иностранные производители выйдут на рынок с новыми интересными предложениями.
Кто мешает Lada
У Lada, основным преимуществом которой в течение многих лет была цена, появились серьезные конкуренты. Это иномарки в ценовой нише до $12 000 — прежде всего Daewoo Nexia (делает узбекский "Уздэуавто"), Renault Logan (московский "Автофрамос"), Hyundai Accent (ТагАЗ), которые в предыдущие годы наступали "АвтоВАЗу" на пятки, а сейчас сравнялись с Lada в цене. 2006 год подарил "АвтоВАЗу" еще двух конкурентов — Chevrolet Lanos (украинский ЗАЗ) и Chery Amulet (калининградский "Автотор").
Под ударом со стороны дешевых иномарок оказался прежде всего модельный ряд "десяток" по цене от $9500 до $10 800 (по данным сайта "АвтоВАЗа", в пересчете по курсу 26,2 руб. за $1). Примерно столько же и даже дешевле стоят Chevrolet Lanos ($9000-10 100, сайт GM Daewoo Europe), Chery Amulet ($9000-11 000, сайт российского Chery), Renault Logan ($9500-10 400, промо-сайт Renault Logan), Daewoo Nexia ($10 000-11 500, официальный дилер "Редеги"), чуть дороже обойдутся Hyundai Accent (от $12 400, сайт ТагАЗа) и Kia Spectra (от $12 400, сайт эксклюзивного дистрибутора SoKia).
Преимуществом Lada остается более мощный двигатель 1,6 л в дорогих комплектациях "десятки" и во всех Kalina. А на следующий год на семейство Samara также будет устанавливаться двигатель 1,6 л. Nexia и Lanos оснащаются только двигателем 1,5 л, в Logan объем двигателя 1,6 л появляется только в комплектации за $11 000. Но Chery и Spectra тоже оснащены двигателем 1,6 л.
В люксовой комплектации "десятки" за $10 800 из набора дополнительных опций покупатель найдет гидроусилитель, бортовой компьютер, зеркала с электроприводом, обогрев передних сидений, противотуманные фары. При этом у Lanos за $10 100 кроме гидроусилителя есть подушка безопасности и кондиционер, у Amulet за $9300 — кондиционер, а у Amulet за $11 000 появляются также АБС и подушки безопасности водителя и переднего пассажира. За $10 400 можно купить Nexia с кондиционером либо с гидроусилителем и противотуманными фарами. Logan за $9500 укомплектован подушкой безопасности, а в комплектации за $10 400 к ней добавляется гидроусилитель. Правда, некоторые люксовые опции "десяток" в иномарках отсутствуют: например, электропривод зеркал появляется в Chery только в комплектации за $11 000, а обогрева сидений нет ни в одной из комплектаций.
По цене к "бюджетным" иномаркам приближается люксовая комплектация седана Lada Samara (рестайлинговая "девяносто девятая") за $8900. Она оснащается электростеклоподъемниками, противотуманными фарами и обогревом передних сидений, но ни усилителя руля, ни кондиционера, ни подушки безопасности у нее нет. В Lanos за $9000 эти опции тоже отсутствуют, но в Chery Amulet за те же деньги кондиционер есть. Впрочем, не застрахованы от наступления иномарок и автомобили семейства Samara за $8000, считает представитель компании "Автомир" Игорь Короливец. По его мнению, с ростом доходов населения и развитием кредитных программ иномарок даже покупатель, рассчитывающий на низкий ценовой сегмент, все чаще делает выбор в пользу дешевых иномарок от $9000.
Вазовская новинка прошлого года Lada Kalina, которая с начала продаж легко расходилась по цене больше $10 000, сейчас вяло продается даже по рекомендованной цене — $9700-9800. Во всех комплектациях Kalina (сейчас выпускаются седан и хетчбэк в комплектации "норма") оснащена электроусилителем руля, электростеклоподъемниками. По отзывам дилеров и покупателей, качество сборки Kalina выше, чем "десятки", но она относится к менее популярному классу B. Конкурентами Kalina остаются перечисленные выше "бюджетные" иномарки. Кроме того, у покупателя, рассчитывающего именно на автомобиль класса B, появляется выбор между Kalina за $9800 и, например, импортной Chevrolet Aveo в минимальной комплектации за $10 100, в которой из серьезных опций присутствует подушка безопасности водителя.
Эксперты и дилеры отмечают, что продажи Lada еще долгое время останутся стабильными в регионах, поскольку они охвачены разветвленной вазовской сетью сервисных центров. По данным сайта infomad.ru, у "АвтоВАЗа" сейчас 491 дилер более чем в 210 городах России. Услуги сервиса предоставляет каждый из дилеров. Иномарки таким количеством дилеров и сервисных центров похвастаться не могут. По информации сайтов компаний, дилерская сеть Chevrolet охватывает более 40 городов, ТагАЗа, выпускающего Accent, — почти 70 городов, Renault — 55 городов, Sokia (дистрибутора Kia Spectra) — более 30 городов. Daewoo в России продают пять дистрибуторов, но, по подсчетам одного из них — "Квин Груп", Nexia могут отремонтировать около 100 сервисных центров в городах от 500 000 жителей. Сервисная сеть Chery компании "Чери автомобили Рус", продающей Chery в европейской части России, пока действует в девяти крупных городах.
Но производители иномарок готовы ремонтировать свои автомобили бесплатно дольше, чем "АвтоВАЗ". Стандартный срок гарантии Lada составляет два года или 35 000 км пробега, у Chery Amulet — два года или 60 000 км, у Logan и Lanos гарантия тоже два года, но без ограничения пробега, у Accent и Spectra — три года или 100 000 км. Правда, дилеры "АвтоВАЗа" увеличивают сроки гарантии — например, "Инком-Авто" обещает ремонтировать Lada пять лет или до 75 000 км пробега.
Техническое обслуживание большинства иномарок обойдется дороже. По подсчетам компании "Автомир", самая низкая стоимость нормочаса — у Kia Spectra ($17,4). Обслуживание Kalina обойдется в $22,4, Nexia — в $35, Accent — в $40. По данным дилера Chevrolet "Аванты", нормочас обслуживания Lanos стоит $38, Renault Logan в компании Major — $50.
Несмотря на привлекательность "бюджетных" иномарок, объемы их производства еще слишком малы, чтобы они могли отобрать долю рынка у "АвтоВАЗа". По подсчетам "Ведомостей", всех прямых конкурентов Lada — Nexia, Lanos, Amulet, Accent, Logan — за 10 месяцев этого года было продано около 140 000 — на 50 000 меньше, чем Kalina и "десяток" (190 000 автомобилей).
И конечно, нужно учитывать, что около 35% продукции "АвтоВАЗа" — "классика" и старая "Нива" — сегодня находится вне конкуренции. "Пятеркам" и "семеркам" по уникально низкой цене от $5000 до $5700 и отечественным внедорожникам Lada 4х4 за $8300-9100 конкуренцию могут составить только подержанные иномарки, говорят дилеры.
Конкурентов станет больше
В ближайшие несколько лет устаревающий модельный ряд "АвтоВАЗа" должен поменяться. Согласно производственной программе, которую этой весной откорректировало новое руководство компании, к 2008 г. с конвейера будут сняты "классика" и старая "Нива", а в 2010 г. — семейство Samara, поскольку модернизация всех этих моделей по международным стандартам невозможна. "Десятка" тоже должна уйти в прошлое — в 2008 г. ее заменит Lada Priora. Но ее выпуск с 2009 г. будет уменьшаться. А вот выпуск Kalina должен быть увеличен до 300 000 автомобилей к 2009 г.
В итоге в ближайшие несколько лет из сегодняшних моделей "АвтоВАЗ" оставит на конвейере только Kalina (около 220 000 в год) и Priora (300 000 в год). Если до этого времени "АвтоВАЗ" не выпустит новинок, именно эти модели будут представлять марку Lada на рынке 2010 г.
Установочная партия Lada Priora выпущена тольяттинским автозаводом уже в этом году, а в 2007 г. "АвтоВАЗ" обещает произвести 84 500 шт. Цены и комплектации еще не объявлены, но известно, что Priora, представляющая собой глубоко модернизированную "десятку", будет оснащаться двигателем 1,6 л и подушкой безопасности водителя. По словам нескольких дилеров "АвтоВАЗа", цена Priora не выйдет за $12 000. "Для хороших продаж она должна стоить не больше чем на $500 дороже "десятки", — считает гендиректор компании "Гермес-Лада" Александр Чулков. Замдиректора автосалона "Элекс-Полюс" Максим Куденко рассказал, что Priora, скорее всего, будет стоить около $11 000 и в минимальной комплектации оснащена стеклоподъемниками, центральным замком, гидроусилителем руля. По мнению Куденко, Priora может составить конкуренцию иномаркам в нише до $14 000. Сам "АвтоВАЗ" дальнейшее повышение цен на свои модели не исключает. "Рост цен на автомобили марки Lada может привести к снижению заинтересованности потенциальных покупателей в приобретении продукции", — говорится в отчете компании за III квартал 2006 г.
Что именно противопоставит "АвтоВАЗу" мировой автопром на российском рынке в 2010 г., не совсем ясно: производители "бюджетных" иномарок затруднились ответить на вопрос, будут ли через три года выпускаться Logan, Lanos, Nexia и сколько именно. А компании, начавшие строить заводы в России, обозначили свои планы по модельному ряду и ценовым нишам лишь намеками. Но эксперты уверены: наших иномарок будет много. По оценке руководителя подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности компании Ernst & Young Ивана Бончева, в 2006 г. будет выпущено около 220 000 иномарок, а к 2009-2010 г. эта цифра вырастет до 800 000 — 1 млн.
К концу 2007 г. Toyota построит в России завод мощностью 50 000 автомобилей в год, в 2008 г. закончит строительство завода на 25 000 автомобилей General Motors, 50 000 автомобилей будет выпускать Nissan. На следующий год заработает завод Volkswagen мощностью 115 000 автомобилей в год. Свои мощности увеличат и производители, уже построившие заводы в России. В 2007 г. Ford планирует увеличить выпуск Ford Focus на Всеволожском заводе до 75 000, проектная мощность "Автофрамоса", собирающего Renault Logan, в 2007 г. вырастет с 60 000 до 80 000 и будет увеличиваться дальше. "Ижавто" уже в 2007 г. соберет 45 000 Kia Spectra, 7000 Kia Rio и 8000 Kia Sorento. "Бюджетные" иномарки через несколько лет никуда не денутся, — считает президент Российской ассоциации дилеров Олег Наумов. — В любом случае в самом массовом сегменте класса C до $12 000 иномарки продаваться будут". Причем, по его мнению, Priora предстоит конкурировать не только с ними: рост благосостояния населения способствует смещению спроса в сегмент до $15 000, говорит Наумов.
Здесь конкуренты могут преподнести "АвтоВАЗу" несколько неприятных сюрпризов. Например, "Северсталь-Авто" на следующий год выпустит 20 000 Fiat Albea по цене от $12 000. Volkswagen пообещал выпускать в России седан на платформе Volkswagen Polo, специально разработанный для российского рынка, по цене до 10 000 евро ($13 200). Volkswagen Polo — платформа класса B, поэтому она может конкурировать и с Kalina. Правда, "АвтоВАЗ" хочет удержать цену Kalina на нынешнем уровне или снизить ее. Kalina найдет своего покупателя и в 2010 г., если "АвтоВАЗ" не выведет ее цену за $10 000-12 000, уверен Наумов.
В любом случае доля рынка "АвтоВАЗа", не увеличивающего свое производство, на фоне общего роста рынка снижается. По прогнозам Роспрома, уже в 2006 г. она упадет с 38,94% до 33,5%, по оценке Deutsche UFG — до 31% в 2006 г. и до 28% в 2010 г. Бончев называет это оптимистичным сценарием. "Если "АвтоВАЗ" увеличит объем выпуска до 1 млн и обновит модельный ряд, он сможет в 2010 г. удержать долю рынка на уровне 25%", — говорит он. "Сейчас в переговорах с иностранными партнерами решается судьба компании, — соглашается с ним аналитик компании "Метрополь" Александр Жуков. — Если "АвтоВАЗ" сможет предложить рынку принципиально новые модели и при этом удержаться в своем сегменте до $12 000, его доля к 2010 г. может составить 25-28%". Он отмечает, что для сохранения рентабельности автозавода половину объемов выпуска должны составлять модели в ценовой категории до $9000-10 000. А значит, говорит эксперт, "АвтоВАЗу" нужно подумать, чем заменить самые дешевые "классику" и семейство Samara.
Комментарии
Конфереция