Валентина Матвиенко ужесточит требования к качеству реализуемого в Петербурге топлива

Валентина Матвиенко Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и президент ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов подписали дополнение к уже заключенному ими соглашению о сотрудничестве. ЛУКОЙЛ планирует инициировать принятие в Петербурге закона, ужесточающего требования к качеству бензина, который продается в городе. Валентина Матвиенко обязалась до 31 декабря 2007 года обратиться в Законодательное собрание Санкт-Петербурга с законодательной инициативой о принятии правового акта, ужесточающего требования к качеству моторного топлива, которое производится и реализуется в городе. По словам губернатора, проект этого закона находится в стадии подготовки в комитете экономического развития, промышленной политике и торговли.
Валентина Матвиенко и Вагит Алекперов

Остается надеяться, что правительство Петербурга теперь активизирует работу над контролем качества топлива. Тот факт, что Валентина Матвиенко лично взялась за решение проблемы, возможно, значительно ускорит работу над законопроектом о контроле качества топлива. Единственное, что вызывает озабоченность – то, что работа над этим идет под инициативой ЛУКОЙЛа. С одной стороны, это опять же может ускорить введение контроля качества топлива – этого требуют интересы компании как непосредственно заинтересованного лица. С другой – правильно ли то, что Правительство города зафиксировало идею введения контроля качества топлива именно в Протоколе к Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и частной компанией?
Отметим, что Нефтяной клуб весной 2006 года уже рассматривал законопроект о контроле качества топлива в Петербурге. Идея законопроекта принадлежала председателю комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Петербурга Игорю Артемьеву. Согласно законопроекту "О стандартах производства и реализации моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками в Санкт-Петербурге", правительству Петербурга предлагалось разработать региональные стандарты моторного топлива, утвердить экологические требования к качеству топлива, а также создать новый орган исполнительной власти Петербурга по контролю качества и оборота топлива, который будет осуществлять государственную аккредитацию нефтебаз и АЗС. Контроль качества топлива будет осуществляться путем выдачи нефтебазе сертификата на поставку АЗС топлива, прошедшего контроль качества. Целью данного законопроекта было введение контроля за движением топлива в Петербурге с целью недопущения попадания на АЗС некачественного топлива. Для этого необходимо ввести добровольную аккредитацию по качеству топлива на нефтебазах и нефтехранилищах. Сейчас около 20% некачественного топлива идет с отдельных нефтехранилищ, которые не контролируются. Однако по непонятным причинам работа над этим законопроектом зависла.
Инициативу перехватил другой депутат Законодательного собрания – Андрей Черных. В ноябре этого года он подготовил проект Закона "Об экологической безопасности оборота нефтепродуктов в Санкт-Петербурге". Однако получить комментарий Андрея Черных относительно законопроекта Au92 не удалось.
Проблему качества топлива пытаются решить и на федеральном уровне. Уже больше года Минпромэнерго РФ рассматривает законопроект, который направлен на решение проблемы качества топлива - технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". В августе прошло два заседания экспертной комиссии, на которых были внесены 22 поправки в этот законопроект. В частности, ст. 8 регламента «Требования к информации для приобретателей продукции» указывает, что при реализации продукции продавец обязан обеспечить приобретателя информацией, включающей: наименование продукции и её целевое назначение; информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; наименование производителя и поставщика, их местонахождение, название страны происхождения продукции, а также наименование и местонахождение продавца; номер партии продукции, поставленной на реализацию; массу нетто продукции в таре; сведения о наличии и концентрации присадок, добавленных в продукцию; знаки опасности продукции – в соответствии с требованиями общих и специальных технических регламентов в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; паспорт продукции; сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии на продукцию; могут быть предоставлены дополнительные сведения по безопасному хранению, транспортировке, реализации, применению и утилизации продукции, которые должны быть представлены в виде инструкций или иных документов. Согласно новой редакции технического регламента, от этих требований освобождаются продавцы розничной торговли. На АЗС необходимо указать лишь наименование продукции, марку бензина автомобильного или дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, использующей данную продукцию. Однако, ст. 4 закона внушает некоторые опасения участникам топливного рынка. В ней говорится, что «органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения обращения определенных экологических классов бензина автомобильного и дизельного топлива на соответствующей территории». Это означает, что исполнительная власть Санкт-Петербурга после принятия этого закона может вводить ограничения обращения определенных классов бензинов и автомобильных топлив.
Помимо этого, Совет Федерации готовит свой проект закона, призванного регламентировать контроль за качеством моторного топлива. Законопроект предусматривает ужесточение ответственности за производство и продажу некачественного топлива, принятие технических регламентов относительно альтернативных видов топлива. Также данный законопроект предлагает некие меры, которые позволят установить более прозрачные правила ценообразования на бензин. Российский топливный союз (РТС) проанализировал данный законопроект (копия имеется в распоряжении Au92 – Ред.) и пришел к выводу, что он охватывает лишь небольшую часть вопросов, рассмотренных в техническом регламенте Минпромэнерго РФ. Основной целью проекта является определение показателей безопасности моторных топлив, но даже в этой части он устанавливает менее жесткие требования по отдельным показателям безопасности к моторным топливам (содержание серы, свинца, бензола, цетановое число и т.д.) по сравнению с техническим регламентом Минпромэнерго РФ.
А на прошлой неделе в Госдуму внесли поправки, в соответствии с которыми предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Производителям и продавцам контрафактных нефтяных продуктов грозит наказание в виде штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. МРОТ (от 400 тыс. до 500 тыс. руб.) с последующей конфискацией некачественных нефтепродуктов. В том случае, если нарушитель будет уличен в неоднократном производстве, приобретении, хранении и сбыте суррогатной продукции, его ожидает уголовная ответственность и наказание в виде штрафа от 200 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. Если преступление будет совершено в особо крупных размерах, то за торговлю и производство можно будет получить до шести лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. руб.
Проблема с качеством бензина сейчас, по мнению участников рынка, во многом обусловлена слишком большой разницей в стоимости "дешевого" и "дорогого" бензина. Участники рынка полагают, что разрыв в ценах должен быть меньше, что сделает невыгодным повышение октанового числа путем добавления присадок. Добиться же этого можно, установив величину акциза обратно пропорционально качеству бензина. "Величина акциза на бензин должна находиться в обратной зависимости от его качества - чем выше октановое число, тем меньше акциз, - считает вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин. - Сейчас все наоборот. Как только ситуация изменится и обществом будет востребовано более качественное, а значит, и более дорогое моторное топливо, у нефтяников появится стимул улучшать качество бензина".
Комментарии
Конфереция